Публикации номера 3(4) 2015

Гринев А.В. Еще одна версия продажи Аляски

05.01.2016
Рец.: Фетисов С.В. Первая Антанта. Как мы потеряли Аляску. М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2114. 244 с. Год публикации рецензируемой работы не должен смущать читателя — здесь просто приведена стандартная библиографическая справка, помещенная на обороте титульной страницы, и в ней действительно стоит дата — 2114 г. Очевидно, досадная опечатка, так как на титуле значится правильный год выхода книги: 2014. Но если бы дело ограничивалось одной опечаткой… Когда первый раз взял в руки эту книгу, то сначала засомневался, а научное ли это произведение? Нет, формально вполне научное: есть два рецензента с докторскими степенями, в аннотации сказано, что в данном издании рассматриваются важные для исторической науки проблемы, сама работа обозначена как монография, в которой критикуются распространенные в отечественной историографии версии продажи Аляски США и выдвигается собственная версия автора. Наконец, на последней странице книги четко прописано для сомневающихся: «Научное издание». И ниже — имя, отчество и фамилия автора: Сергей Владимирович Фетисов. Но кто он, к сожалению, остается загадкой, так как прежде мне никогда не встречалась подобная фамилия среди исследователей истории Аляски русского периода (так называемой Русской Америки), хотя занимаюсь этой темой уже более 30 лет.

Игнатьева О.В. Рец.: А.Н. Малинкин. Коллекционер. Опыт исследования по социологии культуры / Гос. ун-т. Высшая школа экономики. М., 2011. 192 с.

05.01.2016
Рец.: А.Н. Малинкин. Коллекционер. Опыт исследования по социологии культуры / Гос. ун-т. Высшая школа экономики. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2011. 192 с. В 2011 году в издательстве Высшей школы экономики вышла книга А.Н. Малинкина, посвященная частному коллекционированию. В современном обществе коллекционирование приобрело массовый характер. Собирать можно все, что угодно, от очень редких и раритетных вещей и произведений искусства до самых распространенных предметов, которые вне собрания сами по себе не претендуют на особую значимость и ценность — ручки, пивные этикетки, значки, сувениры, привозимые из разных городов и стран. Коллекционирование выступает одной из практик потребления, и в этом смысле любого человека, самоутверждающегося в свободное время в своей коллекции, следуя логике автора, можно назвать частным коллекционером [Малинкин, 2011: 20].

Графова М.А. Рец.: Brenk B. The apse, the image and the icon: a historical perspective of the apse as a space for images. Wiesbaden, 2010.

05.01.2016
Книга известного историка искусства Беата Бренка — это попытка проследить генезис и развитие изображений в апсидах христианских церквей, начиная с античного времени и примерно до 7 в. Автор монографии [Brenk, 2010] анализирует возникновение традиции украшать апсиды церквей изображениями. Он подчеркивает, что для правильного понимания этого процесса раннехристианские апсиды следует рассматривать прежде всего с точки зрения того, что им предшествовало — позднеантичной традиции декорированных апсид, а не того, чем стала эта традиция в последующих периодах христианского искусства. С точки зрения Бренка, это сложный многоступенчатый процесс, и поиск прямого континуитета к должным результатам не приведет.

Павлов А.Ю. Первая мировая война в истории и современном мире

05.01.2016
9‒10 октября в Санкт-Петербургском государственном университете на факультете международных отношений состоялась IV международная научная конференция «Первая мировая война, Версальская система и современность». Традиции проведения конференций на эту тему уже шесть лет — первая состоялась в 2009 г. Успех первой конференции обусловил желание провести еще одну, а уже на второй конференции, состоявшейся в 2011 г., было принято решение сделать конференцию регулярной и проводить ее раз в два года. Кроме СПбГУ организаторами конференции являются Институт всеобщей истории РАН и Российская Ассоциация историков Первой мировой войны, в этом году в организации также участвовал Государственный академический университет гуманитарных наук. Поддержку оказал Российский гуманитарный научный фонд[1].

Андреева Т.В. Александровская эпоха: реформы и реформаторы

05.01.2016
15‒16 сентября 2015 г. в Санкт-Петербургском Институте истории РАН прошла Всероссийская научная конференция «Александр I. Трагедия реформатора. Люди в судьбах реформ, реформы в судьбах людей». Главная особенность конференции, проходившей под эгидой Института и Международного благотворительного фонда им. Д.С. Лихачева, заключалась в ее уникальности. Она стала первым в истории современной России научным форумом, посвященным всестороннему обсуждению преобразований Александра I, выявлению их значения для политического и социально-экономического развития страны. Основной причиной ее проведения явилось стремление организаторов продолжить изучение истории российских реформ, конкретизировав исследовательское внимание на особенностях модернизации России в первой четверти XIX в. Конференция продолжила серию всероссийских научных форумов, проходивших, в том числе, в Петербурге в 2000, 2003, 2006 гг. и посвященных изучению традиций отечественного реформаторства.

Измозик В.С. Советское государство и крестьянство в 1930-е гг.: хрупкое единство

05.01.2016
Рец.: Кедров Н.Г. Лапти сталинизма. Политическое сознание крестьянства Русского Севера в 1930-е годы. М.: Политическая энциклопедия, 2013. 280 с.      Книга Николая Геннадьевича Кедрова, кандидата исторических наук, уроженца Устюжны, выпускника Вологодского педагогического университета и Европейского университета в Санкт-Петербурге, посвящена проблеме познания сталинизма через изучение крестьянства Русского Севера. В предисловии автор подчеркивает, что тема исследования носит для него во многом личностный характер, ибо его предки были теми людьми, в общении с которыми он сталкивался со многими из тех представлений, которые впоследствии сформировались в сознании ученого-историка как «специфические черты крестьянской ментальности (с. 9).

Зубко О.Е. Рец.: Судьбы демократического социализма в России: сб. материалов конф. / Науч.-информ. и просвет. центр "Мемориал"

05.01.2016
 Согласно Википедии, «демократический социализм» — вид социализма, подчёркивающий свою демократичность. Сторонники этой идеологии считают, что общественная собственность и контроль за средствами производства должны комбинироваться с демократией. В плане экономики взгляды сторонников демосоциализма варьируются от поддержки смешанной экономики до передачи всех средств производства в распределённую среди трудовых коллективов собственность [Демократический социализм]. Особенно часто этим термином пользуются социалисты — члены парламента, которым парламентаризм дороже социализма. В силу этого они выступают против насильственного изменения существующего строя. Толковый политологический словарь под общей редакцией доктора экономических наук Осадчей И.М. обращает внимание на то, что термин «демократический социализм» более определенный, чем «социал-демократия» (social democracy), поскольку социал-демократов в разное время рассматривали то как сторонников «ревизии» ортодоксального марксизма, то как группировку социалистических партий на правом фланге [Андерхилл, Барретт и др., 2001].

Степанов Ю.Г. Рец.: В.Н. Коковцов. Обрывки воспоминаний: из моего детства и лицейской поры

05.01.2016
Рец.: В.Н. Коковцов Обрывки воспоминаний: из моего детства и лицейской поры / сост. М.А. Васильевой и М.В. Ковалева; вступ. слово Д. Хансона; предисл. С.М. Некрасова. А.В. Воронежцева и М.В. Ковалева; подгот. текста М.В. Ковалева, М.А. Васильевой; коммент. М.В. Ковалева М.: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына; Русский путь. 2011. 288 с. с илл. В начале 90-х годов прошлого столетия, в эпоху усиленной ликвидации «белых пятен» отечественной истории, спустя почти шестьдесят лет после первой публикации в Париже [Коковцов, 1933] в постсоветской России были изданы воспоминания министра финансов и председателя Совета министров Владимира Николаевича Коковцова [Коковцов, 1991; 1992], выдающегося государственного деятеля и политика императорской России. Для современных исследователей мемуары В. Н. Коковцова — настольная книга о последних десятилетиях, агонии и распаде империи Романовых. Воспоминания премьер-министра содержат ценнейшие сведения: о политической борьбе в России первых десятилетий XX в., идеологическом противостоянии интеллигенции и власти, правительства и Думы, о механизме принятия судьбоносных для страны решений, о П.А. Столыпине, Николае II и многом, многом другом. Не случайно, что интерес к личности знаменитого премьер-министра в последние годы только растет. Государственной деятельности и общественно-политическим взглядам Коковцова посвящены статьи [Алексеев, 2007], монографии [Векшина, 2008], диссертационные исследования [Зайцев, 2003].

Савицкий И.В. Хотели как лучше: реформа и реформаторы в Олонецкой губернии

05.01.2016
Рец.: Неёлова М.Е. Реформа и реформаторы: создание и деятельность новых местных органов государственного управления социально-экономической жизнью крестьянства России в 60–70-х гг. XIX в. (по материалам Олонецкой губернии). Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. 256 с. В 2012 году в издательстве Петрозаводского государственного университета вышла монография известного карельского архивиста, ныне главного специалиста отдела научно-справочного аппарата ГКУ «Национальный архив Республики Карелия», кандидата исторических наук Марины Евгеньевны Неёловой, посвящённая анализу системы местных государственных органов Олонецкой губернии, созданных для реформирования крестьянской деревни в 60–70-е гг. XIX в. Особое внимание автор уделяет мировым учреждениям. Изучение реформ 1860-х гг. на Европейском Севере России и в Олонецкой губернии в частности имеет свою историографическую традицию. Первым монографическим исследованием, специально посвящённым крестьянским реформам 1860-х гг. в Олонецкой губернии, стала выпущенная к 100-летию отмены крепостного права работа Р.В. Филиппова, сделавшего самобытный вывод об «ублюдочности» проводившихся правительственных реформ [Филиппов, 1961]. Не столь резко, но в той же методологической канве эта тема изучалось более тридцати лет. Крупным достижением стало издание «Истории северного крестьянства» [История северного крестьянства, 1985], хотя не все вологодские и архангелогородские историки считали Олонецкую губернию частью Европейского Севера России, относя её к Северо-Западу наряду с Санкт-Петербургской и Новгородской губерниями. Частично из-за этого история крестьянства Олонецкой губернии не была широко представлена в обобщающих известных научных изданиях Вологды и Архангельска (другой причиной являлась, видимо, недостаточная публикационная активность за пределами Карелии самих карельских исследователей).

Рублев Д.И. Анархизм в Беларуси. Рец.: Глушаков Ю.Э. «Революция умерла! Да здравствует революция!» Анархизм в Беларуси (1902‒1927). СПб. ШSS. 2015

05.01.2016
Региональный аспект истории анархистского движения в Российской империи начала XX вв. вызывает закономерный интерес исследователей. Монография Юрия Эдуардовича Глушакова раскрывает тему становления и развития анархистских организаций на территории Беларуси в первой трети XX в. Хронологические рамки и структура исследования заданы в соответствии с динамикой движения анархистов, от их зарождения в 1902‒1903 гг. и вплоть до ликвидации анархистского подполья силами советских спецслужб в конце 1920-х гг. В своем исследовании автор не ограничивается современными границами Беларуси и устанавливает географический ареал исследования в соответствии с реалиями того времени — границами Северо-Западного края России. Так, отдельно рассматривается история анархистского движения в Белостоке, в начале XX в. входившего в состав Гродненской губернии и по праву считавшегося, наряду с Одессой и Екатеринославом, одним из центров анархистского движения России. Значительное внимание автор уделяет деятельности анархистов в Литве и Польше. В монографии исследуется также деятельность леворадикальных течений, идейно близких анархизму (махаевцев и эсеров-максималистов). В книге рассматриваются и антиэтатистские элементы в идеологии белорусских эсеров.

Фрумкин К.Г. Прогноз без учета экономики

27.12.2015
Рец.: Есть ли будущее у капитализма. М.: Издательство Института Гайдара, 2015. 320 с. Сборник, в который вошли работы всемирно известных исторических социологов Иманнуила Валлерстайна, Рендалла Коллинза, Майкла Манна, Крэга Калхуна и примкнувшего к мировым знаменитостям Георгия Дергульяна, который, по-видимому, является инициатором и редактором сборника, а также возвращает российской общественной мысли тему, которая была любима ей в течение долгих лет господства марксисткой доктрины, а сегодня остается без сколько-нибудь внятного концептуального освещения, — тему общественных формаций и их чередования в развитии человечества (Владислав Иноземцев недавно указал, что термин «Общественно-экономическая формация» был изобретен в советское время, а Маркс говорил именно об общественных формациях[1]). Еще в сравнительно недавнем прошлом почти трюизмом общественной мысли было утверждение, что на место капитализма идет социализм. Разумеется, эта мысль никогда не была общепринятой, но все таки достаточно популярной и распространенной, чтобы умнейшие люди мира — такие как Бернард Шоу или Сартр — считали, что в ней содержится некая важная истина.

Дамье В.В. Рец.: Kellermann P. (Hg.) Begegnungen feindlicher Brüder. Zum Verhältnis von Anarchismus und Marxismus in der Geschichte der sozialistischen Bewegung. Bd. 1, 2. Münster: UNRAST-Verlag. 2011-2012

27.12.2015
Рец.: Kellermann P. (Hg.) Begegnungen feindlicher Brüder. Zum Verhältnis von Anarchismus und Marxismus in der Geschichte der sozialistischen Bewegung. Bd. 1, 2. Münster: UNRAST-Verlag. 2011–2012 Проблема взаимоотношений между анархизмом и марксизмом не нова. Еще итальянский анархист Луиджи Фаббри в начале ХХ века писал, что различия между анархизмом и марксизмом состоят не в конечной цели, а скорее в сфере пути к ней [Fabbri, 1908:559f]. Оба течения, утверждал Фаббри, разделяют одну и ту же перспективу свободного общества без классов и без государства, но имеют различные представления о методах его достижения. В то время как марксисты надеются прийти к этому с помощью завоевания политической власти и установления «революционного» и/ или демократического политического режима, анархисты, напротив, отстаивают более прямой путь к свободе через непосредственную ликвидацию иерархических институтов и отношений. Таким был взгляд столетней давности.

Медоваров М.В. Двойной лик Освальда Шпенглера и его переводчиков

27.12.2015
Нельзя сказать, что Освальду Шпенглеру везет в России с переводом и изданием его трудов. Прежде всего, важно отметить, что сам немецкий мыслитель имеет несколько ипостасей, выступая как автор, во-первых, сугубо философских произведений (от самой первой диссертации по Гераклиту до посмертного сборника фрагментов «Первовопросы»); во-вторых, сочинений по всемирной истории; в-третьих, малоизвестных художественных произведений; в-четвертых, трудов политически-публицистического характера. До настоящего времени на русский язык из работ Шпенглера, относящихся к первым трем категориям, были переведены лишь «Закат Европы» и «Человек и машина», что создает у русского читателя крайне искаженное представление о Шпенглере-философе, Шпенглере-историке, Шпенглере-литераторе, а подчас не создает и вовсе никакого представления.

Тесля А.А. Записки выброшенного на берег

27.12.2015
Рец.: Шпенглер О. Воссоздание Германского рейха / Пер. с нем. А.В. Перцева и Ю.Ю. Коринца, послесл. А.В. Перцева. СПб.: Владимир Даль, 2015. 223 с.  Шпенглер написал всего одну, но великую книгу — и если о «величии» позволительно спорить, то о значимости ее спорить не приходится. Сами продолжающиеся до сих пор дебаты, стремление «отменить», объявить не заслуживающей рассмотрения, работой дилетанта, которая не стоит обсуждения, — это вновь и вновь подтверждают, вопреки себе. Все прочие тексты, принадлежащие Шпенглеру, мы читаем именно потому, что им написан «Закат Запада» — и в перспективе этой книги, как прояснение, уточнение или опровержение ее. И сам Шпенглер — вольно или невольно — признавал подобное положение вещей. Отказавшись от предлагавшихся ему постов, отклонив предложение стать профессором Геттингенского университета (1919), а затем, много лет спустя, не пожелав стать профессором в Лейпциге (1933), он заявлял, что желает продолжать заниматься своими исследованиями. Проблема была только в одном — исследования эти по самой своей природе не имели ограничения, в силу чего не только никогда не могли быть завершены, но и, что любопытнее, не могли добавить нечто существенное к уже сказанному.

Стыкалин А.С. Венгерский историк Д. Секфю о русском национальном чувстве и советском патриотизме (1946 г.)

27.12.2015
Одним из решающих итогов Второй мировой войны явилось укрепление позиций СССР (и как следствие — повышение его роли в международных отношениях), на что зарубежные наблюдатели обращали внимание еще до окончания военных действий с Германией. «В противоположность своему положению в конце первой мировой войны, из которой Советский Союз (тогда Советская Россия — А.С.) вышел экономически разбитым и политически отверженным, к концу настоящей войны СССР появится на мировой арене, конечно, несколько ослабленный потерями, но по-прежнему сильный, со значительно возросшим престижем и уверенностью в себе и сможет выступить на мировом совете с требованиями, по меньшей мере равными требованиям остальных наций, <...> членов победоносной коалиции», — так охарактеризовали послевоенную ситуацию составители опубликованного весной 1945 г. карманного пособия для офицеров армии США, которым в процессе освобождения Германии предстояло встретиться на Эльбе и вступить в непосредственный контакт с советскими войсками [«Пожимайте руки…», 2008: 77; Русский «национальный характер»…, 2005: 462‒497]. За державной мощью управляемого коммунистами государства стоял большой моральный авторитет страны, внесшей решающий вклад в победу над нацистской Германией. Как отмечалось далее в том же документе, за годы войны «мир начал признавать силу правительства и армии Советского Союза, высокий моральный уровень его народа и величину его вклада в наше общее дело»[«Пожимайте руки…», 2008: 91].

Ждановская А.А. Современная зарубежная историография о чешско-немецком соседстве в к. XIX — н. XX вв.

27.12.2015
Чешско-немецкое сосуществование, на разных этапах принимавшее формы от добрососедства до конфликта, — один из ключевых сюжетов в богатой истории межнациональных отношений в монархии Габсбургов. Постепенно накалявшееся к рубежу XIX‒XX вв., в межвоенное время их соперничество стало козырем в «большой игре» европейской политики, в 1939 г. достигнув апогея в аннексии Судет. ... Эта статья посвящена историографии чешско-немецкого сосуществования в указанный период. Хронологически довольно узкий, он пока что не стал предметом для самостоятельной публикации, однако был неоднократно охарактеризован как в рамках общих трудов с более широкими временными рамками, так и в исследованиях по частным проблемам. За двумя исключениями речь пойдет о литературе, увидевшей свет в последнем десятилетии XX — начале XXI века. Решение сфокусироваться на современных исследованиях связано с тем, что именно в последние десятилетия оформились новые направления, связанные с историей повседневности, ментальности, этнопсихологией, микроисторией. Таким образом, весь массив литературы можно условно разделить на три больших группы: общие труды по чешско-немецкой проблематике (традиционно делающие акцент на политической истории); регионоведческие исследования; работы в русле истории культуры и повседневности.

Батшев М.В. Электронная археография от РВИО

27.12.2015
«Трудно сказать, что именно подвело Иван Николаевича — изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, о котором он собирался писать» (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»).    Российское военно-историческое общество, руководимое доктором исторических наук, министром культуры РФ В.Р. Мединским, представило свой проект «100 главных документов российской истории». Стремясь сделать данный ресурс привлекательным для максимально широкой читательской аудитории, предваряют его цитатой из А. Дюма: «История — это гвоздь, на которые который вешаются романы». Создатели проекта не только использовали это высказывание французского беллетриста в качестве эпиграфа к своему ресурсу, но и начали с неё вводную статью. Здесь они развили эту мысль: «В современном российском обществе на гвоздь истории можно повесить всё — он выдержит и мифологизированные мнения, и подтасовку фактов и политизацию, и историзированную политику… А между тем, история — наука точная, потому что её основа — исторический факт, который установлен, единичен во времени и пространстве и зафиксирован в документе» [Бобкова, 2015]. Последняя фраза означает, что достаточно открыть любой документ и там сразу сами собой обнаружатся исторические факты, при этом они уже будут установленные и сразу же единичными во времени и пространстве.

Эрлих С.Е. История декабристского мифа в "Журнальном зале"

27.12.2015
«Журнальный зал» (ЖЗ) — интернет-проект, в котором собраны электронные версии 36 «толстых журналов» преимущественного либерального направления[i]. Гигантский массив (более 50 тысяч) журнальных публикаций конца 90-х годов XX в. — середины 10-х годов XXI в. является незаменимым источником для изучения мировоззрения интеллигенции. Электронный поиск открывает недоступные при работе с бумажными «носителями» возможности для реконструкции представлений образованного слоя. Декабристская тема — одна из популярных у авторов ЖЗ. Она затрагивается примерно в 1000 публикаций.

Cookies помогают нам улучшить наш веб-сайт и подбирать информацию, подходящую конкретно вам.
Используя этот веб-сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем coockies. Если вы не согласны - покиньте этот веб-сайт

Подробнее о cookies можно прочитать здесь