Публикации номера 2(3) 2015

Ведерников В.В. Памяти светлого человека

04.10.2015
Что бы там ни говорили, а уж историю России рубежа XIX и XX вв. мы знали прекрасно. Мы — это студенты третьего курса исторического факультета, начавшие свое обучение в 1971 г. Объяснялись наши блестящие знания очень просто: курс истории КПСС открыл наше вступление в студенческую жизнь и длился целых три года. Поэтому мало кто сомневался, что главными деятелями эпохи были, конечно же, большевики во главе с В. И. Лениным и их оппоненты — Ю. Мартов, Г. В. Плеханов и, разумеется, злейший враг пролетарских революционеров — нет, вовсе не Николай II, — а Л. Д. Троцкий. ...Мы уже прослушали блестящие курсы Р. Ф. Итса, Э. Д. Фролова, В. В. Штокмар, но новый преподаватель был непохож ни на кого из наших любимцев. В лекциях не было ни изощренной театральности, ни особой эмоциональности, ни жесткого академизма. Мне казалось, что мысль рождается тут же, за кафедрой, а лектор спешит поделиться ею с аудиторией, одновременно проверяя и себя. Мы были не пассивными слушателями, а со-участниками, со-работниками. И неудивительно, что во время перерыва я подошел к преподавателю и задал ему какой-то вопрос. Он с охотой ответил на него, завязалась беседа. Так я впервые познакомился с Б. В. Ананьичем, который стал моим учителем, уроки которого я всегда буду вспоминать с большой благодарностью.

Ведерников В.В. Научно-практическая конференция «Крымская война на Балтике»

04.10.2015
160-летие Крымской войны не отмечено особым вниманием историков. Тем знаменательнее, что конференция, посвященная этому событию, прошла 26 июня 2015 г.в районном центре Ленинградской области городе Луга. Ее тема, на первый взгляд, кажется парадоксом. Но достаточно взглянуть на географическую карту, чтобы понять: стратегическим успехом в войне был бы захват союзниками Балтийского побережья с имперской столицей, а вовсе не штурм севастопольских руин. Но укрепления Свеаборга и Кронштадта, мужество матросов, солдат и ополченцев не позволило осуществиться этим далеко идущим планам, хотя события на Балтике не лишены драматизма. К сожалению, действия на Балтике до сих пор относятся к периферии научных исследований проблемы. Это забытая страница нашего военного прошлого. Конференция в Луге — очевидный признак того, что тема заслуживает внимания.

Кузнецова Е.К. Оппозиционность, радикализм, вольномыслие, или Заметки на спинке стула

04.10.2015
Как часто вы, уважаемые читатели, за свою научную жизнь и деятельность принимали участие в конференции, которую по всем параметрам, начиная от содержания докладов и заканчивая атмосферой, можно смело назвать необычной? Мне удивительно повезло, именно такая конференция состоялась 22–24 июля в ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), где я оказалась не только среди наблюдателей/слушателей, но и в числе организаторов. Правда, моя организационная роль была ролью второго плана, но самое главное, я присутствовала на всех заседаниях и внимала выступающим, о чём теперь и намереваюсь вам поведать. Конференция «Оппозиционность, радикализм, вольномыслие: дискурс и практики несогласия в России XVIII — начала XIX века» с одной стороны, была достаточно традиционной, с заслуженными эпитетами «международная научная», и была приурочена к 225-летию выхода в свет «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. С программки конференции, раздававшейся гостям и участникам, взирал на нас портрет сего «мужественного писателя». С другой же стороны… Именно с радищевского акцента и начинается непривычное.

Сагинадзе Э.О. Конференция «Проблемы реформирования России на рубеже XIX–XX вв.: к столетию со дня смерти С. Ю. Витте»

04.10.2015
«Проблемы реформирования России на рубеже XIX–XX вв.: к столетию со дня смерти С. Ю. Витте» (Санкт-Петербург, Европейский университет, 19–20 июня 2015 г.)  19–20 июня 2015 г. в Санкт-Петербурге ЕУСПб и Санкт-Петербургский институт истории РАН при поддержке ФГУП «Гознак» провели международную конференцию «Проблемы реформирования России на рубеже XIX–XX вв.: к столетию со дня смерти С. Ю. Витте». Генеральный директор «Гознака» А. В. Трачук выступил на открытии конференции с сообщением «Cергей Витте в истории Экспедиции Изготовления Государственных Бумаг». В конференции приняли участие 17 докладчиков из России, США, Великобритании, Германии и Финляндии.

Время историка. Интервью с А.А.Орловым

04.10.2015
 Интервью с А. А. Орловым   В 2015 г. отмечается 200 лет окончания эпохи Наполеоновских войн. О некоторых итогах этого юбилея и об общей ситуации в историографии данного периода наш корреспондент М. В. Батшев в январе 2015 г. поговорил с доктором исторических наук, специалистом по истории русско-английских отношений конца XVIII — начала XIX в. Александром Анатольевичем Орловым

Эрлих С.Е. Эта маленькая книжечка…

04.10.2015
Рец.: Малинова О.Ю. Актуальное прошлое: символическая политика властвующей элиты и дилеммы российской идентичности. М.: РОССПЭН, 2015. 207 с. (Сер. «Россия в поисках себя»)  В исследованиях памяти история пересекается с политологией. Выпускница истфака МГПИ им. Ленина, доктор философских наук Ольга Малинова своим примером доказывает, что для хождения по минному полю «актуального прошлого» политолог должен быть профессиональным историком.  В книге рассматривается работа с памятью, осуществляемая «властными элитами» постсоветской России. Для обозначения этой работы предлагается оригинальный термин «символическая политика». По мнению автора, потребность еще в одном «подходе», которыми изобилуют исследования политического аспекта памяти, вызвана тем, что уже имеющиеся — «историческая политика», «политика прошлого», «политическое использование истории» и др. — недостаточны. Они описывают только целенаправленные действия власти по созданию потребной ей коллективной идентичности. Малинова предлагает расширить рамки анализа, рассматривая также «побочные результаты решения задач, которые субъективно не связаны с конструированием идентичности» (с. 9). Поскольку символы всегда укоренены в культурном наследии, то переименование работы власти с историей в «символическую политику» само по себе возражений не вызывает. В данном случае неважно, как назвать яхту. Важно, как она поплывет.

Рогозный П.Г. О книге Шахнович М. М. , Чумакова Т. В. Музей истории религии Академии наук СССР и Российское религиоведение (1932–1961)

04.10.2015
О книге Шахнович М. М. , Чумакова Т. В. Музей истории религии Академии наук СССР и Российское религиоведение (1932–1961). СПб., 2014 и просто размышление о советском религиоведении Представленная книга является одновременно и авторским произведением, и сборником материалов по истории музея религии и атеизма в Ленинграде. Авторский текст составляет 94 из 450 страниц общего объема книги. Хронологические рамки, выбранные авторами, — от момента основания музея до его выведения из подчинения Академии наук. Данное издание, безусловно, будет интересно религиоведам и историкам Церкви. Так уж сложилось, что в музее, знакомом всем ленинградцам и находившемся долгое время в центре города, в Казанском соборе, работало много незаурядных личностей, оставивших свой вклад в истории нашего города[1]. Советское религиоведение — тема немодная (непонятно, по каким причинам в названии книги фигурирует «российское религиоведение»), сейчас господствует точка зрения, что все советские религиоведы были фальсификаторами и гонителями русского православия, способными писать только глумливые антирелигиозные брошюры.

Рынков В.М. «Все мыслимые и немыслимые ужасы безвременья»

04.10.2015
Рец.: Пученков А.С. Украина и Крым в 1918 — начале 1919 года. Очерки политической истории. СПб.: Нестор-история, 2013. 352 с. ...Всё на свете повторимо, а значит, история никого ничему не научила. Зато среди профессиональных историков считается нормой извлекать уроки из пройденного материала. Процесс накопления историографических знаний неотвратим, а рефлекторные повторы идут только на пользу. Новая публикация А. С. Пученкова — достойный для этого повод. Трудно писать о книге, которая уже вызвала широкий отклик в научном мире и даже признание. О ней уже многое сказано маститыми профессионалами. Зато это обстоятельство позволяет максимально избежать повторов и общих мест. Остановлюсь подробнее на нескольких аспектах, еще не нашедших отражения в опубликованных рецензиях [Ганин, Михайлов, 2014; Котов, 2014; Диалог о книге, 2015]. Первое, на что хотелось бы обратить внимание, — историографическая основа очерков. Возникает впечатление, что ее сильные стороны — личная заслуга автора, а слабые — следствие суровых тисков российской историографической традиции, из которой А.С. Пученкову не удалось до конца вырваться.

Потехина И.П. Relatio relationis causa : повседневная жизнь средневековья глазами философа Леонида Петрушенко

04.10.2015
Рец.: Петрушенко Л. А. Повседневная жизнь средневековой Европы. М.: Молодая гвардия, 2012. 367[1] с.: ил. (Живая история: Повседневная жизнь человечества)  Культура западноевропейского средневековья — как в целом, так и в отдельных ее аспектах — уже не раз становилась предметом пристального внимания со стороны историков, при этом не только зарубежных, но и отечественных. Не раз в научной литературе под разными углами и с разных сторон исследовались вопросы средневековой ментальности, религиозных и эстетических воззрений, повседневной жизни, политико-правовых отношений — словом, всего того, что составляет этот неповторимый и бесконечно привлекательный для историка-медиевиста (да и не только для него) мир средневековья. Наверное, именно поэтому, обнаруживая на полке книжного магазина новую книгу под весьма амбициозным названием «Повседневная жизнь средневековой Европы», мы подсознательно ожидаем от нее какого-то научного откровения, новых взглядов, трактовок, неординарных умозаключений и выводов, сопоставимых с достижениями предшествующей медиевистической историографии. Примерно таковы были и мои ожидания от книги, вышедшей из-под пера философа, специалиста по вопросам естествознания Леонида Петрушенко — автора, в кругу историков неизвестного, но тем не менее «пробившегося» со своим трудом в знаменитую научно-популярную серию «Живая история: Повседневная жизнь человечества» московского издательства «Молодая гвардия» [Петрушенко, 2012]. Однако ожидания и реальность совпадают не всегда…

Тесля А. А. Об одном из путей в современность

28.09.2015
Рец.: Малиа М. Локомотивы истории: Революции и становление современного мира / Под ред. Т. Эммонса; пер. с англ. Е. С. Володиной. М.: Политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2015. 405 с. Мартин Малиа, скончавшийся в 2004 г., — выдающийся американский историк-русист, автор по сей день остающейся непревзойденной интеллектуальной биографии Александра Герцена (доведенной до 1855 г.), которая уже одна дает ему полное право на величие — никто до него и мало кто после сумел столь глубоко и одновременно изысканно-тонко передать переплетение интеллектуальных подходов и настроений, среди которых формировалась русская интеллектуальная традиция XIX в. Подобная глубина и тонкость отмечала и его последующие работы — он неизменно стремился соединить внимание к индивидуальности конкретного лица и широкую интеллектуальную и социальную панораму. «Русские споры» оказывались у него одновременно и «русскими», связанными со специфической ситуацией места и времени, и включенными в общеевропейский контекст — его интересовало то, как и почему французские или немецкие идеи подвергались подобной переработке местными интеллектуалами, почему идеи и концепции, мало известные или относительно скоро забытые у себя на родине, получали в России широкое распространение.

Панарин С.А. Эдвард Саид: книга софизмов

28.09.2015
Вклад Саида и сам его творческий гений во многом заключается <…> в том, что он полемику поставил выше исследования, этого непременного основания гуманитарного знания. Входя в академическое сообщество, он по необходимости придерживался пока еще действующих в нем правил игры, в соответствии с которыми должно дистанцироваться от явной неправды, раз уж она явлена. Но он не только никогда не связывал себя обязательством строго придерживаться лишь тех фактов, которые можно проверить, — весь его проект прямо противен этому[1]. В статье, наверное, уже в тысячный раз, речь пойдет об «Ориентализме» Эдварда Вади Саида, в 1978–1980 гг. опубликованном сразу несколькими издательствами. По одному из этих первых изданий я и изучал главный труд Саида [Said, 1980]. Переиздания «Ориентализма» и другие произведения Саида не добавляют ничего существенного к содержанию и накалу полемики вокруг его главной книги, и я их касаться не буду.

Николаев Н.Ю. «Новое мифотворчество», или Проблемы конструирования исторической памяти на страницах современной украинской прессы

25.09.2015
Сегодня Украина переживает период мучительного выстраивания собственной национально-государственной идентичности. Безусловно, формирование общей исторической памяти является одной из важнейших составляющих этого процесса, актуализируя информацию о прошлом в контексте настоящего и будущего. Историческая память — это своеобразный паноптикум национальной идентичности с его сонмом великих государственных деятелей, героических побед и судьбоносных поражений, эпохальных катастроф и культурных достижений. Дискуссия относительно содержания украинской исторической памяти давно уже вышла за пределы профессионального сообщества историков, и основные баталии ведутся силами средств массовой информации. В данной статье рассматриваются публикации в ведущих украинских изданиях начала XXI в., активно участвующих в общественно-политическом дискурсе о путях формирования национально-исторической памяти. За пределами авторского внимания остались как специализированные исторические издания, так и бесчисленные интернет-проекты исторического содержания (ЖЖ, блоги, социальные сети, тематические сайты), которые, бесспорно, также участвуют в конструировании «historical memory», но по понятным причинам не могут быть отнесены к периодическим изданиям.

Некрасова Т.А. Метаморфозы социалистического эксперимента в Восточной Германии: тонкости и механизмы диктатуры

25.09.2015
Ввиду номинального окончания Холодной войны внимание к практике социалистического эксперимента существенно возросло — в первую очередь благодаря возможности пересмотреть сами основы глобальных теорий, во имя которых возводились социалистические диктатуры. Сдавший свои позиции марксизм силится сохранить хоть какие-то рубежи в истории науки, прикрываясь ярлыками теорий с приставкой «нео-» и заимствуя методы своих идейных родственников-постмодернистов, например пристальное внимание к дискурсам власти. Определенные достижения в этой области сводятся к тому, что бескомпромиссные выводы прошлого пересматриваются с новых позиций, что временами позволяет прийти к крайне удачным выводам, примиряющим идеологические противоречия. И это неудивительно, ведь истина, как известно, лежит посередине, на стыке двух противоборствующих мнений.

Медоваров М.В. Полезные мемуары. Рец.: Гоцци К. Бесполезные мемуары / Пер. Л. М. Чачко. М.: Бюро Маяк, 2013. 113 с.

25.09.2015
Случается, что научное сообщество в России подчас остро нуждается в переводе того или иного историко-литературного памятника, текст которого труднодоступен, однако когда долгожданный перевод наконец появляется, возникает масса новых вопросов. Так произошло и с небольшой книгой, позиционированной издателем как перевод воспоминаний великого венецианского драматурга Карло Гоцци. Уже из предисловия переводчика Л. М. Чачко читатель может узнать, что воспоминания Гоцци преодолели непростой путь к русскоязычному читателю. В 1955 г. были опубликованы незначительные отрывки из «Бесполезных мемуаров» в переводе Я. Н. Блоха [Гоцци, 1955], а год спустя все десять фьяб Гоцци были изданы в русском переводе под названием «Сказки для театра» [Гоцци, 1956]. При этом в предисловии С. С. Мокульского давалась весьма подробная характеристика «Бесполезных мемуаров» как исторического источника, «одного из лучших памятников итальянской мемуарной литературы XVIII века», дающего богатейшую картину быта и картин общественной жизни Венецианской республики в последнее столетие ее существования [Гоцци, 1956: 35–37]. При этом если для литературоведа С. С. Мокульского основной интерес представляла психология Гоцци как личности, то для историка на первый план выходят другие стороны его воспоминаний.

Лостальо А. Рец.: Cinnella E. Carmine Crocco, un brigante nella grande storia. Pisa–Cagliari: Della Porta, 2010. 188 p.

24.09.2015
Профессор университета г. Пизы Этторе Чиннелла является автором многочисленных работ по новой и новейшей истории Италии, России и Советского Союза. Среди них наиболее известны La tragedia della rivoluzione russa. 1917–1921 (Трагедия русской революции. 1917–1921), опубликованная в 2000 г. и переизданная спустя 4 года в серии «Универсальная история», подготовленной ведущим итальянским периодическим изданием «Corriere delle sera» (т. 22). В 2008 г. он опубликовал исследование 1905. La vera rivoluzione russa (1905. Настоящая русская революция). В 2015 г. увидела свет работа Ucraina 1932–1933. Il genocidio dimenticato (Украина 1932–1933. Забытый геноцид). На русский язык были переведены некоторые его статьи, посвященные истории российско-итальянских отношений [Путешествие в Италию… 2014]. Этторе Чиннелла занимался также историей историографии, писал о социальной утопии в Древней Греции и о комедиях Аристофана.

Леонтьева О.Б. Образы исторической реальности в современной отечественной историографии*

24.09.2015
В последние два десятилетия в российской исторической науке наблюдается явное возрастание интереса к изучению образов прошлого, образов исторической реальности. Исследователи отмечают, что «категория “образ” из исследовательского лексикона филологов и психологов начала победное шествие по освоению новых предметных полей гуманитаристики» [Родигина, 2006: 41]. При этом, как констатирует З. А. Чеканцева, предметное поле исследований, где фигурирует категория образа, практически «совпадает с бесконечным разнообразием жизни: образы власти, времени, страны, региона, социальной группы, личности, врага и проч.» [Чеканцева, 2013]. Столь высокая исследовательская востребованность данной проблематики, безусловно, требует подведения некоторых — хотя бы промежуточных — итогов изучения темы, сверки исследовательского инструментария; в настоящей статье предлагается опыт историографического анализа трудов современных российских историков, посвященных образам исторической реальности.

Крылов П.В. Год Яна Гуса в Чехии

24.09.2015
5–6 июля 2015 г. столица Чехии жила с именем Яна Гуса, 600-летие казни которого отмечалось в эти дни. В программе, открытой воскресным утром экуменическим богослужением в церкви Святого Николая и завершившейся траурным крестным ходом на Староместской площади, было собрано более полутора сотен мероприятий разного формата, одновременно проходивших на нескольких площадках[1]. По мысли организаторов — пражской мэрии и Чехословацкой гуситской церкви, они должны были удовлетворить самые разнообразные пожелания потенциальной аудитории. От художественной декламации наиболее ярких отрывков из произведений реформатора до цирковых выступлений, включая концерты духовной музыки всех веков и стилей, премьеры спектаклей и книжных новинок. Три конференции: «Гус в истории», «Гус сегодня» и «Гус и экуменическое движение», — состоялись одновременно в трех пражских церквях.

Котов А.Э. Рец.: Бабков Д.А. Государственные и национальные проблемы в мировоззрении В. В. Шульгина в 1917–1939 гг. М.: РОССПЭН, 2012. 303 с.

24.09.2015
В. В. Шульгин — один из самых обаятельных русских политических деятелей и публицистов второго плана. Его опыт, честность, открытость к диалогу, своеобразная рыцарственность привлекали еще советского читателя. В последние же годы внимание к шульгинскому наследию только усугубилось. Парадоксальным образом это совпадает с некоторым снижением общественного интереса к идеологам и теоретикам отечественного консерватизма. Л. А. Тихомиров, К. Н. Леонтьев, И. А. Ильин и прочие классики этого направления во многом утратили то обаяние новизны, что привлекало к ним читателя 1990-х гг. Да и запрос общества на «государственническую» идеологию в общем и целом оказался удовлетворен. Думающего читателя 2010-х гг. «правда вопросов» волнует больше, чем «правда» готовых ответов.

Китаев В.А. Рец.: Тесля А. А. Последний из «отцов»: Биография Ивана Аксакова. СПб.: Владимир Даль, 2015. 799 с.

24.09.2015
Круг исследований об И. С. Аксакове пополнился трудом, жанр и объем которого, независимо от содержания, сразу же придали ему особый статус, обеспечили повышенное внимание. Речь идет о первой биографии самого яркого представителя славянофильства 1860–1880-х гг., принадлежащей перу А. А. Тесли. Всякая попытка оценить эту книгу должна отправляться в первую очередь от ясного понимания того, какими правилами построения биографического нарратива руководствовался автор. К сожалению, в этой части объяснения своего замысла он крайне скуп. Но если бы мы имели дело только с немногословием! Что называется, с самого порога возникает ситуация, которую сегодня принято называть когнитивным диссонансом. Вопреки названию книги и содержанию аннотации, где фигурирует «биография», автор в своем предисловии предупреждает читателя, чтобы он не ждал «ни подробной биографии Ивана Аксакова, ни систематического изложения его взглядов». Написанная им книга представляет собой всего лишь собрание эссе. Форма эссе привлекла А. А. Теслю тем, что это «жанр наиболее свободный, заведомо не претендующий ни на исчерпывающий характер описаний, ни на полноту выводов» (с. 3). Эта особенность построения определенно снижает уровень ожиданий от книги, затрудняет ее оценку.

Кабацков А.Н. Рец.: Хрупкая летопись: Фотоальбом / Вступ. ст. Л. А. Обухов, сост.: К. А. Остальцев, О. Н. Сафрошенко. Пермь: Литера-А, 2012. 192 с.

24.09.2015
В дискуссиях отечественных публицистов на рубеже 1980–1990-х гг. XX в. знаковой фразой было упоминание о «белых пятнах прошлого», которые историкам необходимо заполнить, т. е. изучить и рассказать о них публике и тем самым помочь людям избавится от «идеологических шор». Самым большим «белым пятном» считали историю сталинских репрессий, деятельность государственной репрессивной машины, ломавшей судьбы и жизни миллионов людей. Опубликованы многочисленные документы о деятельности ОГПУ, НКВД, МГБ и сталинского Политбюро. Серия книг, выпускаемых на протяжении нескольких лет издательством «Политическая энциклопедия», позволяет узнать об особенностях сталинской дипломатии и перипетиях раскулачивания, репрессиях против рабочих и номенклатуры, повседневной жизни советских граждан и строительстве национальной империи. За четверть века профессиональными историками проделана громадная работа по устранению «белых пятен» в истории сталинизма, так что у людей, вовлеченных в эту работу, может сложиться впечатление, что здесь не осталось места для новых слов, с которыми историк может обратиться к обществу, говоря об ушедшей эпохе.

Cookies помогают нам улучшить наш веб-сайт и подбирать информацию, подходящую конкретно вам.
Используя этот веб-сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем coockies. Если вы не согласны - покиньте этот веб-сайт

Подробнее о cookies можно прочитать здесь