Тесля А.А. Православные коллегиумы: обучение, учащиеся и учителя

Православные коллегиумы: обучение, учащиеся и учителя[1]

 

Посохова Л.Ю. Православные коллегиумы на пересечении культур, традиций, эпох (конец XVII – начало XIX в.). – М.: Политическая энциклопедия, 2016. – 550 с.: ил. - (серия: “Ubi universitas, ibi Europa”).

 

Книга Л.Ю. Посоховой, видного специалиста в области истории образования XVIII – начала XIX века, автора обстоятельной истории Харьковского коллегиума, изданной в 1999 г.[2] – русская версия монографии, вышедшей по-украински в 2011 г.[3]. Как справедливо отмечается в предисловии, потребность в переводе книги на русский язык прежде всего связана с тем, «что на протяжении двух последних десятилетий наработки украинских авторов по истории образования и культуры зачастую оставались неизвестными российскому научному сообществу. <…> Кроме того, российским исследователям преимущественно остались неизвестными и те источники из украинских архивов, которые были введены в научный оборот в последнее время» (стр. 4). Соглашаясь с этими суждениями, сразу же отметим большую ценность в этом отношении обширной библиографии по теме исследования, способной оказать значительную помощь отечественному исследователю, позволив, по крайней мере при первых шагах, сориентироваться в украинских источниках и публикациях последних десятилетий по данной проблематике.

На основании сказанного, следует отметить, что работа идет в двух планах. Во-первых, ставится задача обозрения и систематизации большого исследовательского материала по истории коллегиумов – книга Посоховой позволяет ознакомиться с основными дебатами и ключевыми трактовками разнообразных вопросов, относящихся к прошлому Харьковского, Черниговского и Переяславского коллегиумов: от содержания учебного процесса до роли коллегиумов в городском пространстве. Во-вторых, ядром работы является определение (на основании многочисленных конкретных исследований автора) места истории православных коллегиумов в образовательном пространстве Российской империи, в первую очередь с точки зрения истории университетов.

В истории украинских коллегиумов Посохова фактически выделяет четыре этапа:

- в первой половине XVIII в. они в целом были ориентированы, через Киево-Могилянскую академию, на модель иезуитских коллегиумов и академий и тем самым на Ratio Studiorum; при этом следует подчеркнуть, что сама эта академия не выступала – в силу отсутствия соответствующей образовательной среды – иерархическим по своему статусу высшим учебным заведением;

- с середины того же столетия прежняя модель претерпевает изменения под влиянием лейбницианско-вольфианского просвещения;

- с 1786 г., с момента принятия «Устава народных училищ», коллегиумы переживают кризис, поскольку формирование общеимперской образовательной системы начинает развиваться в направлении, удаляющемся от коллегиальной образовательной модели;

- в первые полтора десятилетия XIX в. коллегиумы, в рамках образовательных реформ, трансформируются в 1817 г. в семинарии (хотя Харьковский коллегиум, в память о прошлом своем значении, и сохранит свое наименование вплоть до 1841 г.) и окончательно станут сословными школами, предназначенными для подготовки лиц духовного звания – этот процесс набирал обороты уже с 1780-х гг.

Большую ценность рецензируемой книге предает представленный подробный анализ как содержания, так и методов обучения в коллегиумах, чему посвящена самая обширная глава монографии (стр. 72 – 265). При этом Посохова совершенно справедливо, вопреки распространенной традиции, отмечает, что при изучении конспектов и учебных материалов для правильного их понимания следует помнить, что это именно учебные материалы, не только не претендующие на оригинальность, но для которых последняя во многом мыслится противопоказанной – ведь их задача состоит в приобщении к существующим знаниям и школьной выучке. Так что упреки в «схоластичности», если и имеют какой-то конкретный смысл, то лишь обозначают принадлежность к иезуитской модели воспитания и обучения, которая, как хорошо известно, не только ничуть не противоречит, но, напротив, целиком переплетена с «гуманистической», ренессансной традицией.

Отметим попутно, что некоторые суждения автора представляются нам если и не неверными, то во всяком случае не находящими достаточного основания в самом тексте исследования. Так, например, там, где дело касается вопроса о русском языке в коллегиумах, оказываются соединены два разных сюжета (стр. 88 – 89) – во-первых, о русском языке как о предмете преподавания, и во-вторых, о русском как о языке преподавания, наряду с латинским. Тем самым, выводы исследовательницы о том, что русский язык начинает преподаваться не ранее 1760-х гг. (стр. 88), вряд ли противоречат указаниям жалованной грамоты Харьковскому коллегиуму от 1731 г., в которой, к тому же лишь в качестве пожелания и направления стремлений, говорилось, что следует стараться, дабы науки преподавались на русском языке. В связи с этим оказывается вне поля обстоятельного рассмотрения сюжет с языками преподавания (а не преподаваемыми), важный для изучения образовательного пространства Российской империи (из исследований на материале Московского университета известно о сложности полилингвистической ситуации в учебных заведениях).

В высшей степени интересны и полезны для изучения, в частности, социо-культурной истории образовательного пространства Российской империи разделы, посвященные обобщенному «портрету» учащихся (3.1) и учителей (3.2) православных коллегиумов, причем для преподавателей составлена приведенная в приложении сводная таблица, включающая данные обо всех известных наставниках (255 персоналий).

Анализируя основные траектории дальнейшего жизненного пути учеников коллегиумов, Посохова отмечает (применительно к детям духовенства, поскольку для детей представителей других групп подобных ограничений не существовало), что и в 1780 – 90-е годы сохранялся режим «“свободного” или относительно свободного выхода детей духовенства на разные должности светской службы» (стр. 297), а в плане продолжения обучения «наиболее известным “маршрутом”, которым последовало немало студентов коллегиумов, был путь в медико-хирургические учебные заведения Российской империи» (стр. 298), что было связано с признаваемым за коллегиумами высоким качеством подготовки в латинском языке.

Среди преподавателей Посохова выделяет три основных типа карьер:

- во-первых, преподаватели-монахи – как правило, «эти учителя работали в коллегиумах много лет, преподавали последовательно несколько дисциплин учебного курса» (стр. 324), причем для них это обычно становилось одним из этапов духовной службы: до преподавания они пребывали какое-то время в монастырях украинских епархий. В дальнейшем подавляющее большинство из них получали назначения настоятелями украинских или великорусских монастырей и продвигались далее по духовной иерархии;

- во-вторых, молодые учителя, занимавшие должности сразу же после завершения учебы (или начинавшие преподавать в младших классах еще в процессе собственного обучения). «Большинство из них, – фиксирует на основании составленной ею сводной таблицы исследовательница, – работали несколько лет, женились, принимали священство и получали священническое место в украинских епархиях» (стр. 325). С третьей четверти XVIII в. доля их в общем числе преподавателей возрастала, при этом срок их преподавательской деятельности был весьма невелик, между окончанием коллегиума и выходом из него у них обычно проходил год-другой (стр. 325);

- в-третьих, как показывает Посохова, со второй четверти XVIII в. формировался тип карьеры, который можно условно назвать траекторией  профессионального преподавателя (стр. 325). На протяжении многих лет эти люди не только не меняли свой вид деятельности, но продвигались по карьерной лестнице, в частности, переходя в другие учебные заведения, в первую очередь в Киево-Могилянскую академию (стр. 325 – 326).

При этом, хотя коллегиумы и не имели права присуждения ученых степеней, в их практике с первых лет складывается (и принимается в делопроизводственной документации, в том числе и синодальной) устойчивое именование преподавателей старших классов «профессорами», в некоторых случаях так именовали и преподавателей риторического класса, тогда как наставники младших назывались и звали себя «магистрами» (стр. 327 – 328):

«Примечательно, что преподавателя Харьковского коллегиума Амвросия Поппеля, бывшего ксендза, который учился и преподавал в европейских учебных заведениях, в документах обязательно называли “доктор философии”» (стр. 327).

Характеризуя место православных коллегиумов в образовательном пространстве XVIII в. в целом, Посохова определяет его как часть «юго-западного вектора продвижения европейского доклассического университета» (стр. 439, см. подробнее: гл. 1), в то время как университеты, возникшие в России во 2-й пол. XVIII – начале XIX вв. принадлежали к северо-западному вектору, ориентируясь на отчасти уже «модернизированные» университеты – Лейдена, Галле, а для начала XIX в. – в первую очередь Гейдельберга. Православные коллегиумы во второй половине XVIII в. предпринимали попытки самореформирования, однако у них не хватало ресурсов для активного продвижения к новой университетской модели. Вместе с тем, они оказались одним из важных источников подготовки учеников и преподавателей для новых учебных заведений, «создали благоприятную почву для прорастания новых образовательных идей и конструированиях новых образовательных форм» (стр. 440) в рамках выстраивания относительно унифицированной системы образования первых десятилетий XIX века.

 

[1] Работа поддержана из средств субсидии, выделенной на реализацию Программы повышения конкурентоспособности БФУ им. И. Канта.

[2] Посохова Л.Ю. Харкiвский колегiум (XVIII – перша половина XIX ст.). – Харкiв: Бiзнес Iнформ, 1999.

[3] Посохова Л.Ю. На перехресті культур, традицій, епох: православні колегіуми України наприкінці XVII - на початку XIX століття. – Харків: ХНУ імені В. Н. Каразіна, 2011.

 

Андрей Тесля, к.филос.н., c.н.с. Academia Kantiana ИГН БФУ им. И. Канта

143

Cookies помогают нам улучшить наш веб-сайт и подбирать информацию, подходящую конкретно вам.
Используя этот веб-сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем coockies. Если вы не согласны - покиньте этот веб-сайт

Подробнее о cookies можно прочитать здесь