Cookies помогают нам улучшить наш веб-сайт и подбирать информацию, подходящую конкретно вам.
Используя этот веб-сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем coockies. Если вы не согласны - покиньте этот веб-сайт

Подробнее о cookies можно прочитать здесь

 

Ростовцев Е.А. Допетровская Русь в жанре интернет-анекдота

Аннотация.

В фокусе статьи современные анекдоты, связанные с объектами памяти Допетровской Руси, представленные в сетевом пространстве. Исследуются вопросы, связанные с ролью интернет-анекдотов в формировании пространства памяти российского общества, рассматривается потенциал анекдотов как инструментов политики памяти. Отмечается значение изучения анекдотов в рамках memory studies, выдвигаются предположения об анекдотах как маркерах идеологического конструирования истории. В частности, анализируются анекдоты об Иване Грозном как первом по времени значимом конфликтном объекте на карте памяти современного российского общества.

Ключевые слова: историческая память, средневековая Русь, анекдоты, сетевые ресурсы, Иван Грозный

 

The modern anecdotes related to objects of memory of the pre-Petrine Russia which present in the network space are in the focus of the article. The role of Internet anecdotes in the formation of the memory space of Russian society, the jokes as tools for the policy of memory are explored. The importance of studying anecdotes within the framework of memorystudies is noted. Suggestions about anecdotes as markers of ideological construction of history are put forward. In particular, the anecdotes about Ivan the Terrible are analyzed as he is the earliest significant conflict object on the memory map of modern Russian society.

Key words: historical memory, medieval Rus, anecdotes, network resources, Ivan the Terrible.

 

Допетровская Русь в жанре интернет-анекдота[1]

Тематика, связанная с ролью народной смеховой культуры в формировании пространства исторической памяти, так или иначе затрагивалась в историографии [См., напр.: Монахова, 2007; Карасев, Смагулов, 2015]. Другое дело, что проблемное поле, которое оказывается в фокусе исследования подобного рода, очевидно, носит междисциплинарный характер, находясь в контексте штудий филологии, философии, истории, культурологии, этнологии, социологии [Карасик, 1997; Лендваи, 2001; Шмелева, Шмелев, 2002; Мельниченко, 2011 и др.]. Этим обусловлены определенные методологические сложности в формулировании исследовательских вопросов и в поиске ответов на них. Предмет рассмотрения настоящей статьи ограничен изучением современных интернет-анекдотов о героях допетровской Руси. В рамках серии исследований, посвященных механизмам мобилизации образов средневековья в современной культуре, для нас важно понять роль и место этого источника в общем информационном потоке, формирующем историческую память о допетровской Руси [Библиографию работ по проекту см.: Карточка проекта, 2018].

Современные анекдоты как жанр стали предметом кодификации и интенсивного изучения начиная с рубежа 1980-х – 1990 х гг., когда это позволили цензурные условия советской/российской действительности [1001 избранный советский политический анекдот, 1986; Вот такой вот анекдот, 1990; Анекдот – улыбка жизни, 1990; Советский анекдот, 1991; Советский анекдот, 1992 и др.]. Перед составителями таких изданий, ориентированных на определенную читательскую аудиторию, как правило, не стояла непосредственная задача репрезентативной выборки популярных анекдотов, бытующих в обществе. В этой связи наиболее адекватным инструментом для выявления круга как интересующих нас нарративов, так и объектов исторической памяти, с ними связанных, является современная интерактивная информационная среда рунета (как явление интернет-анекдоты также являются предметом междисциплинарного изучения [Сычев, 2018; Лутовинова, 2007; Тарасенко, 2009; Ерофеев, 2010; Дементьев, 2017]). В нашей работе мы использовали три сетевых ресурса, интегрированные данные которых дают достаточно объективную картину. Их краткая характеристика представлена в таблице 1.

Таблица 1. Характеристика сетевых ресурсов /коллекций интернет-анекдотов [Сост. по: Свежие анекдоты, шутки, приколы, 2018; Анекдоты из России, 2018; Приколы, 2018]

 

Анекдоты из России (https://www.anekdot.ru)

Nekdo.ru. Свежие анекдоты, шутки, приколы (https://nekdo.ru)

Приколы

https://prikol.i.ua

Хронологические рамки

8.11.1995 – по настоящее время

 

 

? – по настоящее время

 

2006 – по настоящее время

 

Принципы формирования контента

Носит интерактивный характер (пополняется пользователями) без каких-либо ограничений

пополняется администратором ресурса

Носит интерактивный характер (пополняется пользователями)

Специфические особенности ресурса

самый популярный ресурс, имеет относительно большие группы в соцсетях. Есть версия для мобильных устройств

Большая группа в «Одноклассниках», скорее всего контент заточен под старшее поколение. Данных о времени создания сайта нет, но судя по тому, что самая большая группа именно в «Одноклассниках», сайт создан минимум 10 лет назад.

Основное содержание ресурса – видео и гифки, а не анекдоты

 

Как показывают данные таблицы 2, порядка 30 % упоминаемых исторических лиц относится к допетровскому периоду, однако большинство из них имеет очень малочисленные (а иногда и единичные) упоминания.

 

Таблица 2. Объекты исторической памяти в анекдотах (по данным сетевых ресурсов) [Сост. по: Свежие анекдоты, шутки, приколы, 2018; Анекдоты из России, 2018; Приколы, 2018]

рейтинг

Объект (герой или событие)

Наименование сетевого ресурса

   

Анекдоты из России (https://www.anekdot.ru)

Nekdo.ru. Свежие анекдоты, шутки, приколы (https://nekdo.ru)

Приколы

https://prikol.i.ua

1.      

Путин

1000

371

425

2.      

Ленин

557

89

206

3.      

Ельцин

307

10

38

4.      

Сталин

287

55

113

5.      

Брежнев

193

9

66

6.      

Горбачев

128

7

10

7.      

Хрущев

74

18

25

8.      

Менделеев

65

20

37

9.      

Достоевский

62

3

30

10.                        

Иван Грозный

59

4

10

11.                        

Петр Первый

56

1

точный подсчет затруднителен

12.                        

Гагарин

54

9

36

13.                        

Кутузов

44

14

41

14.                        

Лев Толстой

29

1

точный подсчет затруднителен

15.                        

Суворов

26

7

9

16.                        

Андропов

25

2

5

17.                        

Пушкин

22

36

159

18.                        

Ломоносов

17

4

11

19.                        

Александр Невский

16

0

6

20.                        

Екатерина II

15

1

точный подсчет затруднителен

21.                        

Юрий Долгорукий

12

0

0

22.                        

Минин и Пожарский

11

0

0

23.                        

Князь Владимир Святой

10

0

0

24.                        

Рюрик

8

2

0

25.                        

Борис Годунов

6

0

4

26.                        

Столыпин

5

1

0

27.                        

Николай II

5

0

0

28.                        

Вещий Олег

4

0

0

29.                        

Степан Разин

4

1

0

30.                        

Емельян Пугачев

4

0

4

31.                        

Дмитрий Донской

2

0

1

32.                        

Малюта Скуратов

2

0

0

33.                        

Княгиня Ольга

1

0

0

34.                        

Владимир Мономах

1

0

0

35.                        

Иван Калита

1

0

0

36.                        

Павел I

1

0

0

37.                        

Николай I

1

0

0

38.                        

Александр II

1

0

0

39.                        

Александр III

1

0

0

 

Эта ситуация в целом отражает картину популярности героев русской истории допетровского времени в кругу источников памяти и социологических опросах (см. таблицу 3). Как показано в литературе, средневековая Русь в целом занимает второстепенную позицию в ландшафте национальной исторической памяти, в том числе в сетевом контенте [Ростовцев, Сосницкий, 2018].

 

Таблица 3. Рейтинг локальных объектов исторической памяти в проанализированных источниках (1990-е - 2018 гг.) [Сост. по: Сосницкий, 2015; Цыпкин Д.О., Шибаев М.А., Карбаинов Н.И., Балаченкова А.П., Ростовцев Е.А., Соловьев Д.В., Хохлова А.М., Шилов Д.Н, Кинчарова А.В., Павлов С.В., Петрова Е.В., Ржешевская А.Ю., Росугубу И.А., Сидорчук И.В., Сосницкий Д.А., 2009; Анекдоты из России, 2018 (рейтинг подсчитан по материалам за период с 9.11.1995 г. по 30.08.2018 г.); Википедия, 2018 (рейтинг подсчитан по материалам за период с 1.07.2015 г. по 30.08.2018 г.) ]

Место в рейтинге

Исторические анекдоты

Художественная/ публицистическая литература

. Рейтинг популярности страниц героев истории России в русскоязычном сегменте «Википедии»

Всероссийский социологический опрос (2009)

Социологический опрос, наиболее значимые объекты (2011)

 

1.      

Путин

Петр I

Путин В.В.

Петр I

Петр I

2.      

Ленин

Пушкин

Пушкин А.С.

Ленин

Сталин

3.      

Ельцин

Сталин

Екатерина II

Сталин

Ленин

4.      

Сталин

Ленин

Сталин И.В.

Екатерина II

Иван Грозный

5.      

Брежнев

Иван Грозный

Петр I

Суворов

Менделеев

6.      

Горбачев

Екатерина II

Ленин В.И.

Ломоносов

Пушкин

7.      

Хрущев

Толстой

Николай II

Пушкин

Ломоносов

8.      

Менделеев

Николай II

Иван Грозный

Менделеев

Екатерина II

9.      

Достоевский

Елизавета Петровна

Брежнев Л.И.

Александр II

Кутузов

10.                  

Иван Грозный

Пугачев

Ломоносов М.В.

Екатерина I

Суворов

11.                  

Горбачев М.С.

Кутузов

Путин

12.                  

Достоевский Ф.М.

Николай II

Николай II

13.                  

Ельцин Б.Н.

Иван IV Грозный

Александр Невский

14.                  

Хрущев Н.С.

Александр Невский

Ельцин

15.                  

Александр II

Пугачев

Гагарин

16.                  

Александр I

Минин и Пожарский

Горбачев

17.                  

Александр Невский

Лев Толстой

Александр II

18.                  

Николай I

Юрий Долгорукий

Столыпин

 

 

Как видно из данных табл. 3, единственный средневековый объект первой десятки общего рейтинга национальных героев – Иван Грозный. В хронологическом порядке персонажи, имеющие статистические значимые показатели, выстраиваются следующим образом: Рюрик, Олег Вещий, Владимир Святой, Юрий Долгорукий, Александр Невский, Иван Грозный, Борис Годунов, Минин и Пожарский, Степан Разин. Какой же образ этих героев дает рассматриваемый контент?

Разумеется, как источник формирования исторических представлений анекдоты имеют жанровую специфику. Как известно, одним из свойств народной смеховой культуры является десакрализация того, что в официальной культуре возносится на пьедестал и музеефицируется. В полной мере эта особенность отражена и в таком проявлении этой культуры, как анекдоты, тем более что они в своей основе диалогичны, имеют разговорную природу. Очень часто в анекдотах независимо от предмета и идейной направленности присутствуют вульгаризмы, нецензурные выражения. Распространены они и в отношении сакральных для официальной исторической культуры и безусловно положительных («консенсусных») объектах национальной памяти. Характерны в этом смысле анекдоты о Владимире Святом/Красно/Ясно Солнышко. Приведем типичный пример:

 

Пришел как-то посол к князю Владимиру Великому и спрашивает: — Скажи-ка князь, а почему тебя все кличут "Владимир-Ясно солнышко"? Тот ему и отвечает: — Тут понять-то не мудрено... Вот по правую руку от меня сидит воевода, он руководит всем моим войском, он моя правая рука. А по левую руку сидит князь Олег, он держит всех бояр и руководит экономикой. А передо мной сейчас стоишь ты... И если будешь мне дурацкие вопросы задавать я тебя в ж@пу вы@бу! Ясно, солнышко? [Пришел как-то посол к князю Владимиру Великому и спрашивает…, 2018]

 

Надо отметить, что абсолютное большинство (около 60%) анекдотов о допетровских героях имеет деидеолгизированный характер (в отличие от анекдотов о героях Нового времени), скорее отличаясь по культурным горизонтам аудитории. Трудно, например, выявить идеологический посыл таких анекдотов про Рюрика или Александра Невского:

 

Разговор двух потомственных аристократов: - Я смог установить своих предков вплоть до Рюрика! А как обстоит дело с твоим генеалогическим древом?

- К сожалению, ничего не могу сказать - наши родовые бумаги утонули во время Всемирного потопа [Разговор потомственных аристократов…, 2018]

 

Меня в турецком отеле назвали Александром Невским, потому что я победил шведский стол [Меня в турецком отеле…, 2018].

 

- Да-а, перевелись на Руси настоящие рыцари. - Давно, последних разбил на Чудском озере еще Александр Невский [Перевелись на Руси настоящие рыцари…, 2018].

 

Вопрос армянскому радио: - Почему Юрий Долгорукий не мог пройти ещё пару недель и основать Москву южнее? Ответ: - Потому что он Долгорукий, а не Долгоногий [Вопрос армянскому радио…, 2018]

 

В то же время около 40 % анекдотов все же очевидно несут определенную идейно-политическую нагрузку. Большинство из них скорее «радикально-либеральны» (порядка 2/3), по крайней мере, их вполне можно интерпретировать как критически относящиеся к существующему режиму и его политике памяти. Приведем два примера, где упомянуты сразу несколько средневековых героев (большинство из которых в официальном дискурсе безусловно положительны):

 

Николай II, печально известный автор Кровавого воскресения и других, не менее добрых дел, Дмитрий Донской, сделавший нарушение заповеди «Не убий» своей основной профессией, княгиня Ольга, двадцать старейшин древлян закопавшая живьём и порубившая тысячи древлян, справляя тризну по мужу, и прочие святые в законе содержатся в Раю Строгого Режима для особо опасных святых [Николай II, печально известный автор…, 2018].

 

Следственный Комитет России окончательно перестанет заниматься расследованиями неважных дел - убийств, краж, грабежей и изнасилований, а займется по-настоящему важными для россиян расследованиями - убийством Николая II, установлением личности Лжедмитрия, убийством сына Ивана Грозного, князей Бориса и Глеба и, наконец, убийством Каином Авеля [Следственный комитет России…, 2018].

 

Немало анекдотов актуализирует прошлое «по аналогии» с настоящим или обыгрывает имя нынешнего президента России

 

Во всём виноваты бабы. Иван Грозный развёлся - устроил опричнину. Пётр Первый развёлся - пробурил окно в Европу. Сталин развёлся - устроил репрессии. Даже боюсь продолжать аналогии [Во всем виноваты бабы…, 2018].

 

— Мне кажется, большинство российской молодежи считает, что князь Владимир жил и правил в Москве. — Да, и многие, скорее всего, уверены, что его сын до сих пор живет и правит там же [Мне кажется, большинство российской молодежи…, 2018].

 

В обоих приведенных примерах основным объектом анекдота является современный политик, образ которого мобилизует персонажей прошлого. Надо отметить, что эта ситуация типична для конструкции анекдотов, не только «либерально-оппозиционного», но и для национально-патриотического дискурса. Вот характерный пример подобного нарратива:

 

- Владимир Владимирович! Мы же 3 года назад хотели наградить фрау Меркель за укрепление немецко-российской дружбы. Как же теперь?

- Мы и сейчас можем - орденом Александра Невского... [Владимир Владимирович! Мы же 3 года…, 2018]

 

Таблицы 2 и 3 показывают, что наиболее рейтинговым объектом памяти средневековья (единственным вошедшим в десятку самых популярных героев современных анекдотов) является Иван Васильевич Грозный, который, как показывают современные исследования, является первым по времени конфликтным объектом исторического сознания [См., напр.: Сосницкий, 2011]. Действительно, Иван IV – единственный персонаж из популярных средневековых героев, анекдоты о котором в большинстве своем имеют ярко выраженную идеологическую коннотацию. Некоторые из них приведены в таблице 4.

 

Таблица 4. Иван IV в интернет-анекдотах [Сост. по: Свежие анекдоты, шутки, приколы, 2018; Анекдоты из России, 2018; Приколы, 2018]

 

 

Либерально-ироническая интерпретация

Национально-ироническая интерпретация

В детстве любимой оценкой Ивана Грозного был кол.

Американец утверждает: — Радио изобрел американец. Француз: — А мин@т придумал барон Де Мин@т. Англичанин: — А рентген придумал наш лорд Рентген. Поднимается разгневанный русский: — Радио изобрел Попов! По поводу мин@та, еще Иван Грозный говорил: "Х@й вам в рот бояре". И англичанам, по поводу рентгена отвечу тоже словами царя Грозного: "Я, вас б@@дей, насквозь вижу"

Бюст Сталина открыли в Сургуте. В Орле установлен памятник Ивану Грозному. В Ростове группа местных патриотов планирует установить памятник Андрею Чикатило. "Андрей Романович Чикатило, конечно, не достиг таких успехов, как Иосиф Сталин или Иван Грозный, заявил РИА "Новости" ростовский патриот Иван Потерпилов, но ведь наш земляк действовал один, без помощников. И он очень старался!"

Мало кто знает, что с тверкингом боролись еще на древней Руси. Недаром Иван Грозный говорил: — Государство блюсти — не мудями трясти!

Со времен Ивана Грозного в России с переменным успехом борются друг с другом два зла: непорядочные законы и незаконный порядок.

В Казани прошёл митинг защитников Казани в 1552 году от войск Ивана Грозного. Скоро будут отмечать победу над мамонтом в ледниковом периоде!

2500 год. Учебник по истории для 6 класса средней школы. "Темные века России: от Ивана Грозного до Владимира Отморозного"

В ответ на заявление правительства Татарстана, что им надоело кормить Москву, в Москве создан институт по клонированию Ивана Грозного.

- В России всегда все делали через жопу. - Точно. При Иване Грозном даже казнили так.

Найден исторический документ, обосновывающий идиотизм, происходящий на Украине. Из указа царя Ивана Грозного: "... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"

 

Нетрудно заметить, что либеральная-ироническая интерпретация царя в смысловом отношении несет скорее критическое к нему отношение, а национально-ироническая – уважительное и дружеское. Иван IV примечателен именно тем, что он как персонаж в жанре анекдота получает различные оценки – с определенной коннотацией, связанной с положительной или отрицательной оценкой самого героя. В случаях с другими героями средневековья идеологическая конструкция анекдота связана не столько с самим персонажем, сколько с его современной актуализацией и другими субъектами, присутствующими в тексте анекдота. В качестве примера приведём три образчика разных «идеологических» по структуре анекдотов, в которых принимают участие Рюрик, Александр Невский и Борис Годунов.

 

Приезжает такой Рюрик в Новгород, а ему там говорят: - Слава Украине! [Приезжает такой Рюрик в Новгород, 2018].

 

"Лед тронулся, господа крестоносцы" - сказал Александр Невский [Лед тронулся, господа крестоносцы, 2018].

 

- А я читал, что Борис Годунов не убивал царевича Димитрия. И Ричард III своих племянников на самом деле не убивал. - Ну ты историк! Ты еще скажи, что Ленин не любил детей! [А я читал, что Борис Годунов, 2018].  

 

Интересно, что про Ивана IV почти нет идеологически нейтральных анекдотов, в то время как про других деятелей средневековья, которые являются консенсусными, их очевидное большинство. Таким образом, анекдот как источник довольно четко маркирует именно конфликтный объект карты памяти российского общества.

 

***

 

Приведенные наблюдения дают возможность выдвинуть некоторые наблюдения относительно роли анекдотов как жанра в исторической памяти и об их значении для мобилизации средневекового прошлого. Очевидно, что анекдоты как материал формирования, прежде всего, коммуникативной памяти общества, не могут рассматриваться как значимый источник конструирования исторического сознания в длительной перспективе в отличии от «больших нарративов» (учебные тексты, литература, публицистика), киношедевров, памятников монументального искусства, формирующих культурную память. Очевидно, что привлечение героев прошлого в текст анекдота в большинстве случаев носит прикладной характер, связанный с актуализацией проблем современности. Средневековые персонажи в этих условиях, разумеется, обречены на периферийные позиции в ряду востребованных объектов памяти.

В то же время наш обзор показывает, что в рамках memory studies изучение анекдотов как источника может быть весьма продуктивным в нескольких отношениях. Во-первых, анекдоты маркируют наиболее актуальных персонажей прошлого, отражая ландшафт памяти современного поколения – в этом смысле их можно рассматривать как своеобразный слепок исторического сознания общества определенного периода. Во-вторых, можно предположить, что изучение анекдотов – поле, на котором наиболее ярко отражается конфликтность (противоречивость для общественного сознания) того или иного объекта исторической памяти. Наконец, в-третьих, очевидно, что анекдоты могут в этом контексте служить инструментом политики памяти, «настройки исторического сознания». В этом смысле народная культура анекдота является существенным раздражителем для различных социальных акторов (в том числе государства) не только с точки зрения «десакрализации» и осмеяния авторитетов, но и с точки зрения идейного содержания тех исторических представлений, которые транслируются в ее рамках.

 

Библиографический список

«Лед тронулся, господа крестоносцы»… // Anekdot.ru. URL: https://www.anekdot.ru/search/?query=%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80+%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%0D%0A&ch%5Bj%5D=on&mode=phrase&xcnt=20&maxlen=0&order=0 (дата обращения: 04.09.2018).

1001 избранный советский политический анекдот / Сост. и ред. Юлиус Телесин. Tenafly (N.J.), 1986.

Prikol.i.ua. URL: https://prikol.i.ua (дата обращения: 17.08.2018).

А я читал, что Борис Годунов… // Anekdot.ru. URL: https://www.anekdot.ru/search/?query=%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81+%D0%93%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%B2&ch%5Bj%5D=on&mode=any&xcnt=20&maxlen=0&order=0 (дата обращения: 04.09.2018).

Анекдот - улыбка жизни / Сост. Р.Л. Шацкий. Тула, 1990.

Анекдоты из России. URL: https://www.anekdot.ru (дата обращения: 17.08.2018).

Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 (дата обращения : 18.09.2017).

Владимир Владимирович! Мы же 3 года… // Анекдоты из России. URL: https://www.anekdot.ru/search/?query=%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80+%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%0D%0A&ch%5Bj%5D=on&mode=phrase&xcnt=20&maxlen=0&order=0 (дата обращения: 04.09.2018).

Во всем виноваты бабы… // Анекдоты из России. URL: https://www.anekdot.ru/search/?query=%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD+%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B9&mode=phrase&xcnt=20&maxlen=0&order=0 (дата обращения: 04.09.2018).

Вопрос армянскому радио… // Анекдоты из России. URL: https://www.anekdot.ru/search/?query=%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9+%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B8%D0%B9%0D%0A&ch%5Bj%5D=on&mode=phrase&xcnt=20&maxlen=0&order=0 (дата обращения: 04.09.2018).

Вот такой вот анекдот: Советский политический анекдот / Сост. Е. Орлов. Рига, 1990.

Дементьев В.В. Интернет-анекдоты: некоторые структурные типы // Жанры речи. 2017. № 1 (15). С. 118–135.

Ерофеев Ю.В. Интернет-анекдот как особый вид юмористического дискурса // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. Т. 12. № 3 (35). С. 163– 169.

Карасев И.Е., Смагулов Б.К. Историческая личность в народном анекдоте // Проблемы и перспективы развития лёгкой промышленности и сферы услуг. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО "Омский государственный институт сервиса". Омск, 2015. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24266481 (дата обращения: 27.08.2018).

Карасик В.И. Анекдот как предмет лингвистического изучения // Жанры речи. Саратов, 1997. Вып. 1. С. 144–153.

Карточка проекта, поддержанного Российским научным фондом // РНФ. URL: http://rscf.ru/prjcard_int?16-18-10080 (дата обращения: 04.09.2018).

Лендваи Э. Прагмалингвистические механизмы современного русского анекдота: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2001.

Лутовинова О.В. Анекдот в смеховом мире Интернета // Аналитика культурологии. 2007. № 7. С. 60–71.

Мельниченко М.А. Советский политический анекдот 1918-1953 гг. как исторический источник: автореф. дисс… канд. ист. наук. М., 2011.

Меня в турецком отеле… // Анекдоты из России. URL: https://www.anekdot.ru/search/?query=%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80+%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%0D%0A&ch%5Bj%5D=on&mode=phrase&xcnt=20&maxlen=0&order=0 (дата обращения: 04.09.2018).

Мне кажется, большинство российской молодежи… // Anekdotov.net. URL: http://anekdotov.net/anekdot/all/hprzhvtprvttmzh.htm (дата обращения: 04.09.2018).

Монахова М.О. Отражение памяти в культурологических стереотипах (на материале анекдотов) // Вопросы гуманитарных наук. 2007. № 6. С. 341–351

Николай II, печально известный автор… // Анекдоты из России. URL: https://www.anekdot.ru/search/?query=%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9+%D0%94%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9&ch%5Bj%5D=on&mode=phrase&xcnt=20&maxlen=0&order=0 (дата обращения: 04.09.2018).

Перевелись на Руси настоящие рыцари… // Анекдоты из России. URL: https://www.anekdot.ru/search/?query=%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80+%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%0D%0A&ch%5Bj%5D=on&mode=phrase&xcnt=20&maxlen=0&order=0 (дата обращения: 04.09.2018).

Приезжает такой Рюрик в Новгород… // Anekdot.ru. URL: https://www.anekdot.ru/search/?query=%D0%A0%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%BA&mode=phrase&xcnt=20&maxlen=0&order=0 (дата обращения: 04.09.2018).

Приколы // https://prikol.i.ua (дата обращения: 04.09.2018).

Пришел как-то посол к князю Владимиру Великому и спрашивает… // anekdotov.net. URL: http://anekdotov.net/anekdot/all/bvzhpvbsnslnshk.htm (дата обращения: 04.09.2018).

Разговор двух потомственных аристократов… // Анекдоты из России. URL: https://www.anekdot.ru/id/585805/ (дата обращения: 04.09.2018).

Ростовцев Е.А. , Сосницкий Д.А. Средневековые герои и события отечественной истории в сетевых ресурсах // Историческая экспертиза. 2018. № 1. С. 41–58.

Свежие анекдоты, шутки, приколы. URL: https://nekdo.ru/ (дата обращения: 17.08.2018)

Следственный комитет России… // Анекдоты из России. URL: https://www.anekdot.ru/search/?query=%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD+%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B9&mode=phrase&xcnt=20&maxlen=0&order=0 (дата обращения: 04.09.2018).

Советский анекдот: Антология. М., 1991.

Советский анекдот: Книга для взрослого читателя. М., 1992.

Сосницкий Д.А. Иван Грозный в исторической памяти русского народа (на материалах художественной, публицистической и учебной литературы) // Личность в истории в эпоху нового и новейшего времени (на материалах художественной, публицистической и учебной литературы). СПб., 2011. С. 471–474.

Сосницкий Д. А. Историческая память о допетровской Руси в России второй половины XIX – начала XXI вв.: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2015.

Сычев А.А. Юмор в интернет-коммуникации: социокультурный аспект . URL : http://www.ict.edu.ru/ft/004098/sychev.pdf (дата обращения: 15.08.2018)

Тарасенко Т.В. Анекдот сквозь призму интернета // Вестник Новгородского государственного университета. 2009. № 52. С. 78–81.

Цыпкин Д.О., Шибаев М.А., Карбаинов Н.И., Балаченкова А.П., Ростовцев Е.А., Соловьев Д.В., Хохлова А.М., Шилов Д.Н, Кинчарова А.В., Павлов С.В., Петрова Е.В., Ржешевская А.Ю., Росугубу И.А., Сидорчук И.В., Сосницкий Д.А. Структурные конфликты в историческом сознании россиян как потенциальная угроза национальной безопасности: историко–социологический анализ. СПб., 2009.

Шмелева Е. Я., Шмелев А.Д. Русский анекдот: текст и речевой жанр. М., 2002.

 

[1] Статья подготовлена при поддержке РНФ, проект «“Мобилизованное средневековье”: обращение к средневековым образам в дискурсах национального и государственного строительства в России и странах Центрально-Восточной Европы и Балкан в новое и новейшее время», проект № 16-18-10080. Выражаю искреннюю признательность за помощь в работе над статьей канд. ист. наук Д.А. Сосницкому.

Ростовцев Евгений Анатольевич — доктор исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (Cанкт-Петербург). E-mail: e.rostovtsev@spbu.ru

207