Панарин С.А. Игра в четыре руки или творчество, профессионализм, бюрократия и историческая память: пьеса в двух актах с открытым финалом

 

 

     При цитировании ссылаться на печатную версию: Панарин С. А. Игра в четыре руки, или Творчество, профессионализм, бюрократия и историческая память: пьеса в двух актах с открытым финалом // Историческая экспертиза. 2018. №4 (17). С. 293-312.

Ключевые слова: Ульяновская область, В. А. Каррик, Л.Н. Лазарев, фотопроект «Люди земли Симбирской», бюрократия, творчество, историческая память

Аннотация. Вдохновлённый предшественником – В.А. Карриком, снимавшим в XIX веке народные типы в Симбирской губернии, современный московский фотохудожник Л.Н. Лазарев создал, используя язык фотопортрета, новый «Симбирский цикл». Однако реализованный им в Ульяновской области фотопроект не получил там финансовой поддержки, необходимой для его завершения. Статья представляет собой попытку разобраться в том, как в пространстве отдельно взятого региона бюрократическая машина работает в области культуротворчества, и как историческая память, точнее, беспамятство влияет на реализацию творческого проекта; существует ли на деле запрос на проекты, формирующие региональную идентичность и нужно ли вообще чиновникам от культуры и местному «экспертному сообществу» настоящее искусство.

 

Кey words: Ulianovsk oblast’ область, William Carrick, Leonid Lazarev, photo project “People from the Land of Simbirsk”, bureaucracy, creation, historical memory

Abstract: In 19th century, William Carrick – the famous Petersburg photographer of Scottish origin – realized a unique project on portraying the ordinary inhabitants of the then Simbirsk gubernia. Being inspired by his famous predecessor, the contemporary celebrated Moscow photographer Leonid       Lazarev produced in the same genre of photo portrait, but using the artistic means and techniques of nowadays, a new series of expressive people types from exactly those places in Ul’ianovsk oblast’ where Carrick photographed the first series. Unfortunately, the project by Lazarev did not win a     financial support which was indispensable for it to be completed from the Ulianovsk officials who are responsible for culture there. The author of the article tries to understand how the regional bureaucratic mechanisms expose themselves in the realm of cultural projecting and creating, and what is an impact of the local bureaucracy historical memory (or, better to say, its ignorance) upon the process of realization of brilliant creative project. Simultaneously, the author wonders is there among the local officials assigned to the task of culture promotion an actual request for projects which would help to form a regional identity, as well as the analogous request for authentic art within the community of the local so called experts in the field of art.

История, о которой пойдёт речь, на первый взгляд типична для нашего времени: реализация интересного творческого проекта на последнем её этапе приостановилась из-за отсутствия финансирования, а чем закончилось обращение за помощью к власти, гласит всем знакомый мем «денег нет, но вы держитесь». Тем не менее она привлекла моё внимание, отчасти даже удивила и поразила своей символичностью: в ней ярко проявилось столкновение столичности и провинциальности, профессионализма и непрофессионализма, творческого взгляда на мир и взгляда шаблонного, подлинной исторической памяти и показного патриотизма, основанного якобы на традициях; и победили в этом столкновении бюрократическая несуразность, духовная нищета и историческое беспамятство.

Ещё одно обстоятельство, заставившее меня преобразовать своё удивление в текст, – участие в этой истории человека, к творчеству которого я отношусь с величайшим уважением и восхищением, – легендарного советского и российского фотохудожника Леонида Николаевича Лазарева. Его работы вошли в золотой фонд советской фотографии, находятся в ведущих музеях России и мира, включая Третьяковку. Часто появлявшиеся на страницах журналов «Кругозор» и «Советская женщина»[1], они были известны достаточно широко – пусть даже при этом люди и не знали, кто находился по ту сторону объектива. Лазарева называют одним из первых стрит-фотографов Советского Союза, человеком, создавшим жанр фотофильма[2]. Его своеобразной визитной карточкой стала фотография Юрия Гагарина, сделанная во Внуково14 апреля 1961 г.

 

Илл. 1. Юрий Гагарин. Внуково 14 апреля 1961 г. Фотография Леонида Лазарева

На языке науки то, о чем я пишу, может быть интерпретировано как история местнической блокировки благородного усилия по актуализации, посредством авторского фотопроекта, исторического пространства памяти на региональном уровне. Но равным образом можно говорить и о пьесе в двух актах и с открытым – надеюсь! – финалом. Пьеса эта – смешанного жанра, так как в ней присутствуют и трагизм, и комизм, точнее, элементы фарса. Главный герой пьесы – совокупный чиновник регионального министерства культуры; также участвуют: столичный фотохудожник с именем и вдохновивший его на замысел нового фотопроекта предшественник. Место действия – Ульяновская область, время действия – наши дни.

Акт первый: историко-художественный фотопозитив

Истоки этой истории – в 1870-х гг., когда один из основателей русской школы этнографической фотографии британский подданный шотландец Вильям Каррик (1827–1878), большую часть жизни проведший в России, где его называли Василием Андреевичем, создал Симбирский цикл фотографий. Этот цикл вошёл в большое собрание фотографа «Русские типы», принёсшее ему мировую славу. Как отмечал анонимный автор заметки в издании «Всемирная иллюстрация»[3], уже в Петербурге, снимая на улицах, Вильям Каррик создал коллекцию, «не имеющую себе равных по художественности и осмысленности». А в 1871 и 1875 гг. он снял «множество превосходных типов и видов Симбирской губернии, где провёл несколько недель у одного помещика» (В.А. Каррик 1979: 219–220). Только за время первого пребывания в Симбирской губернии он сделал во время пахоты и покосов, на ярмарках и деревенских праздниках более 200 фотографий крестьян – представителей разных народов многонационального края. «Я взял свои симбирские снимки, – писал Каррик сестре Джесси-Мэри в сентябре 1871 г., – чтобы показать их старому Брюллову[4], и как он восхищался ими! Он даже надел две пары очков и время от времени отдыхал – ведь это не шутка просмотреть, как знатоку, 200 карточек кабинетного[5] размера!» (Эшби 1976: 100–102). Симбирский цикл Каррика открыл миру подлинную российскую провинцию; запечатлённые им люди стали воплощением народного духа освобождённой от крепостничества России; снимки мастера из фотоателье на Малой Морской улице Петербурга вошли в золотой фонд российской и мировой фотографии.

Спустя 145 лет родилась идея историко-художественного фотопроекта с первоначальным названием «Автофотоэкспедиция: по следам Вильяма Каррика», посвящённого потомкам героев знаменитой «фотосессии» русского шотландца. Мыслился он как символ преемственности между историей и сегодняшним днём, между ушедшей в прошлое Симбирской губернией и современной Ульяновской областью, которую Лазарев неоднократно называл местом своего творческого рождения (Залесский 2018).

«В 1958 г. Л. Н. Лазарев впервые приехал в Ульяновск. Тогда его карьера только начиналась. Накануне поездки в город на Волге молодой человек выполняет задание для газеты “Спутник”, выходившей при советском павильоне на международной выставке в Брюсселе, и принимает предложение стать сотрудником солидного центрального журнала “Советская женщина”. Его отпускают в Ульяновск навестить родственников – артистов циркового аттракциона “Мотогонки по вертикальной стене”, которые находились в городе на гастролях. Ему поручают подготовить новый материал для газеты, и при этом дают право снимать по собственному усмотрению. В областной центр он приехал заряженный интересом и энергией, в состоянии душевного подъёма, отчасти вызванного успешным началом карьеры и радостью от встречи с близкими людьми. К тому же он очень боялся подвести редакцию с выполнением задания и был готов “свернуть горы”, чтобы доказать свою профессиональную пригодность» (Зубова 2015: 67). Кадры тех лет, в том числе и из поволжского города, среди которых выделяются портреты «Старик» и «Волгарь», и открыли ему ворота в большую фотографию. Уже в 1962 г. Лазарев за сделанные им фотопортреты был назван в числе лучших фотографов мира по версии “Photography YearBook”. Впоследствии Лазарев бывал в Ульяновске в 1969, 1970, 1979 гг. В 2014 г. он снова оказался в городе на Волге уже в статусе современного классика фотографии.

 

 Илл. 2. Волгарь. 195 г. Фотография Леонида Лазарева

Так «встретились» два признанных мастера отечественной фотографии, разделённые временем жизни, но соединённые одной идеей. За 60 лет творческой фотокарьеры Лазарев буквально прочувствовал изменения, произошедшие в жизни людей за полтора века, отделяющих его героев от героев Вильяма Каррика. Люди на фотографиях Вильяма Каррика безымянны, восстановить их имена, фамилии, судьбы уже невозможно. Напротив, благодаря исследовательской части проекта герои фоторабот Лазарева известны и поражают удивительными, порою даже фантастическими пересечениями их личных судеб с перипетиями времени, в котором им довелось жить. А сам фотохудожник обнаружил в своей судьбе множество точек соприкосновения с жизненным путём фотографа XIX столетия. По творческим замыслам они единомышленники, а по духу современники.

Итак, у московского фотомастера родилась идея пройти путём предшественника, но не просто повторить его, а изобразительным языком XXI века рассказать о людях ульяновской земли, увековечить их лица. Проект реализовывался совместными усилиями его автора, НИИ истории и культуры Ульяновской области имени Н.М. Карамзина[6] и Ульяновским государственным университетом. В 2015 г. были представлены первые результаты –20 фотопортретов (Юхтанов 2015:13; Школьная 2015: 13), получивших высокую оценку (Липатова 2015: 4):

«Это не просто портреты – это срез современной России: представители разных народов, возрастов, профессий, социальных групп. Это хранительницы традиций и носители мудрости – счастливые мамы, умудрённые опытом и убелённые сединами старики, молодые люди, только вступающие в сознательную жизнь, и их наставники. Всех героев объединяет особый взгляд, в котором живёт любовь к жизни, к родной земле. Среди людей на портретах нет тех, кто является объектом внимания значительной части фотографов – гламурной и тусовочной молодёжи, фотомоделей, бомонда и звёзд. Это портреты тех, на чьих плечах, как на плечах атлантов, держится Россия, кто своим каждодневным трудом и самой жизнью ежечасно преображает мир вокруг себя».

Работа над проектом, в окончательном варианте названном «Люди земли Симбирской: по следам Вильяма Каррика», длилась два года – 2015 и 2016. Фотопортреты были сделаны в Ульяновске, в Карсунском (в р.п. Карсун и сёлах Горенки, Кадышево, Татарская Голышевка, Беловодье), Инзенском (в с. Коржевском), Сурском (в с. Кирзять и р.п. Сурское), Сенгилеевском (в г. Сенгилей и с. Алешкино) и Ульяновском (в с. Тетюшское) районах Ульяновской области. Был сделан выезд и на территорию бывшего Курмышского уезда, ныне относящуюся к Нижегородской области, – там некогда находился хутор Нагорный, где Вильям Каррик проживал в имении жены своего друга помещика Симбирской губернии Николая Михайловича Соковнина; здесь фотосьемка велась в р.п. Пильна и в селах Бокшандино, Каменка, Медяны. На сайте «Краеведческий компас» Центра истории и культуры региона приводится следующая статистика проекта: «4000 км преодолено с фотоаппаратом в руках; 20 населённых пунктов Ульяновской области стали точками маршрута; 298 км между хутором Нагорный, где останавливался В. Каррик, и Симбирском; обработано и изучено 500 архивных страниц и фотографий; собрано более 50 устных свидетельств о самых сложных и неоднозначных событиях в истории ХХ века в нашем крае; создано более 60 высокохудожественных фотопортретов жителей Ульяновской области» (Занимательная статистика 2018).

Фрагменты этой работы были представлены на скромных местных передвижных выставках, что немаловажно: герои новой исторической «фотосессии», включая и тех, кто вскоре после съёмок ушёл из жизни, стали   по-новому узнаваемы социальным окружением. Теперь едва ли не каждый из живущих рядом с ними воспринимает их не только как соседа Василия или Андрея, соседку Нину или Людмилу, а как персонажей истории своей страны, ещё и увековеченных тем самым фотографом, «который снимал Гагарина и Жукова». В целом же, благодаря просветительской составляющей проекта – рассказу о Вильяме Каррике, Леониде Лазареве, о самих портретах и жизни отображённых на них людей, – то, что на чиновничьем языке называется «социально значимым мероприятием», превратилось в более значимое дело, чем нечто, сделанное сугубо «для галочки». Проект способствовал формированию региональной идентичности, актуализации исторической памяти, появлению нового места памяти – мест съёмок «Симбирского цикла» XXI века.

 

Илл. 3. Фотовыставка в с. Кадышево Карсунского района Ульяновской области

 

 

Илл. 4. Герои фотопортрета. Выставка в р.п. Сурское Сурского района Ульяновской области

Акт второй: регионально-бюрократический негатив

У него тоже есть своя предыстория. За работу над проектом Лазарев был по представлению НИИ награждён благодарственным письмом губернатора Ульяновской области С.И. Морозова, которому лично представил результат своего творчества в виде предварительного макета книги[7]. Именно это событие, казалось бы, благоприятствовавшее продолжению и завершению проекта, стало отправной точкой сложившейся неблагополучной ситуации.

 

Илл. 5. Л.Н. Лазарев представляет выставку С.И. Морозову, губернатору Ульяновской области. 2017 г.

 

Ульяновское руководство позиционирует свою область во всей полноте отражающей жизнь современной нестоличной России – многонациональным и поликонфессиональным регионом, где представители более 120 народов проживают в мире и согласии, что не является преувеличением, так как уровень конфликтности на национальной почве в области действительно держится на уровне около нуля. При этом власть активно демонстрирует чёткое понимание принципа «как корабль назовёшь, так он и поплывёт» и реализует его в наименованиях проектов областных учреждений, в официальных слоганах[8]. Здесь существует не просто региональное Министерство культуры, а Министерство искусства и культурной политики[9]; имеется и Агентство человеческого потенциала и трудовых ресурсов –переименованная структура, занимающаяся вопросами трудоустройства населения, потому как люди – главный капитал региона. Провозглашена амбициозная цель: добиться, чтобы талантливые люди во всех сферах деятельности стремились творить в Ульяновской области и на её благо, превратились в креативный класс – драйвер областной экономики. «Сегодня мы идём по пути ускоренного развития: в регионе строятся предприятия, реализуются новые проекты, улучшается инфраструктура, формируются кластеры федерального и международного уровня. Это позволяет нам выйти на новый этап, когда приоритетом должен стать наш главный ресурс – человеческий потенциал», – заявляет губернатор Сергей Морозов (В Ульяновской области 2014). В Ленинском Мемориале в фойе крупнейшего концертного зала с 2007 г. существует Галерея знаменитых земляков. Это 80 портретов государственных и общественных деятелей, учёных, просветителей, заслуженных работников культуры, спортсменов, достигших высоких результатов в различных видах спорта,– земляков и тех россиян, что жили в Симбирске-Ульяновске и оставили след в истории края и страны. В области утверждена Концепция областной целевой программы по увековечению памяти знаменитых земляков с ежегодным финансированием в 2008– 2013 гг. в 30–40 млн рублей (Концепция 2008). На эти средства возводятся памятники, изготавливаются памятные доски и т.д. Знаменитые имена превращаются в охранные грамоты для библиотек (имени М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, С.Т. Аксакова, И.А. Гончарова), школ, спортивных объектов. А во время последнего чемпионата мира по футболу губернатор Морозов выступил с инициативой присвоения стадиону «Труд» имени Льва Яшина (Ульяновский стадион 2018). В детском возрасте будущий прославленный вратарь непродолжительное время проживал в эвакуации вместе с родителями в Ульяновске, и этого оказалось достаточно, чтобы признать его человеком, имеющим непосредственное отношение к областному центру.

Казалось бы, что в таком контексте у описанного выше проекта были все шансы попасть в логику власти, завершиться итоговой книгой, профессиональной музейной выставкой и, возможно, появлением портрета Вильяма Каррика в галерее. Благо потенциально эффект от проекта способствовал бы улучшению имиджа региона как в России, так и на международном уровне (к чему тоже стремится областное руководство). Однако к 2017 г. обстоятельства изменились. НИИ истории и культуры стал одним из структурных подразделений нового Центра стратегических исследований и потому лишился права самостоятельно распоряжаться бюджетом, а значит и возможности издать книгу. Попытка обратиться в областной Совет по книгоизданию оказалась безрезультатной[10]. Не удалось получить и грант на выставку: в нём было отказано на том основании, что «выставками должны заниматься не исследовательские учреждения, а структуры, имеющие подобный опыт, т.е. музеи». В таких условиях Лазарев, стремясь сохранить своё детище, решил написать письмо С.И. Морозову[11]:

Уважаемый Сергей Иванович!

Я хочу поблагодарить Вас за Благодарственное письмо, публично вручённое мне в июле 2017 года на берегу Суры. В ответном слове я сказал, что готовлю книгу и выставку о людях Ульяновской области.

Я пишу к Вам с надеждой, поскольку Вы высоко оценили макет книги и саму идею фотохудожественного и исследовательского проекта «Люди земли Симбирской», работа над которым шла в течение трёх лет.

В этом году Ульяновская область отмечает 75 лет со дня её образования, а город Ульяновск– 370 лет с момента основания. Книга «Люди земли Симбирской» могла быть стать достойным подарком к этим двум юбилейным датам, а также она может использоваться Вами и официальными делегациями области в российских и зарубежных контактах в качестве подарков от главы региона. Я просмотрел в интернете сюжеты об участии главы области в переговорах с зарубежными партнёрами и обратил внимание, что Вы, как человек высоко ценящий книгу, часто используете в качестве подарка именно книги, изданные на высоком полиграфическом уровне.

Мне как фотохудожнику и творцу этого проекта «Люди земли Симбирской», конечно хочется, чтобы книга вышла, но не только в этом дело. Я запомнил Ваши слова после того, как Вы просмотрели портреты, о том, что книгу надо издавать, что люди – это гордость Ульяновской области.

Сейчас книга в высокой степени готовности. Обращаюсь к Вам с надеждой, так как мне кажется, что именно только от Вас зависит издание фотохудожественной книги «Люди земли Симбирской», которая может способствовать и новому прочтению Ульяновской области, в том числе и в международном пространстве. Книга может сослужить добрую службу Ульяновской области. Со своей стороны, подтверждаю, что отказываюсь от гонорара. Это мой подарок области.

Фотохудожник Леонид Николаевич Лазарев

Стоит еще раз подчеркнуть: подарок этот делается человеком, чьё рождение как фотохудожника состоялось именно в Ульяновске и чьё творчество востребовано до настоящего времени[12]. И это в буквальном смысле слова дорогой подарок – если оценивать его с помощью языка цифр, более понятного чиновникам, чем разные возвышенные лозунги. Увы, те, в чьи руки попало задание написать ответ на письмо Лазарева, не поинтересовались, как его имя измеряется в принятом в их мире денежном эквиваленте. Только один факт: работы Леонида Лазарева часто продаются аукционным домом «Shapiro Auctions», единственным в США специализирующимся на русском искусстве от классики до современности. Его учредитель и президент Евгений Шапиро всегда подчёркивает важность тщательного отбора предметов коллекционирования для своего дома: «На аукцион берём треть из того, что предлагают» (Вароли 2017). Работы Лазарева неизменно присутствуют в этой самой трети, в чем можно убедиться, зайдя на его персональную страницу[13]. (Правда, точные данные об их стоимости доступны лишь подписчикам.) Топ продаж его работ по данным сайта ARTinvestment.RU[14] составляют шесть фотографий (Лазарев 2018): портрет Галины Улановой, «Зимний вечер. Москва. 3-й Лесной переулок», портрет Юрия Гагарина, «У памятника Пушкину» и «Как снег на голову». Кстати, последняя из них была сделана в Ульяновской области в 1958 г. Это фотография праздника животноводов Богдашкинского района в райцентре Большое Ногаткино[15].

Даже беглое знакомство с этими сопутствующими дару обстоятельствами должно было убедить руководство областного минкульта: области выгодно приобрести фотоколлекцию для областного художественного музея, выгодно сделать вложение в будущее музея посредством создания книги или каталога выставки, которую сам фотохудожник и будет продвигать. (Чтобы убедиться, насколько успешно он это делает, достаточно посмотреть перечень его выставок за последние десять лет[16].) Если бы сотрудники министерства и подведомственных учреждений подошли бы к своему заданию ответственно, то и ответ на письмо Лазарева был бы другим. А так он сначала получил краткое уведомление о том, что его обращение будет рассмотрено, а 7 мая 2018 г. из министерства искусства и культурной политики пришло официальное письмо с итогами «рассмотрения». Но прежде чем сообщить их читателю, хотелось бы напомнить, что в 2016 г. был принят Кодекс профессиональной этики сотрудников Правительства и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области (Кодекс 2016). Начинается он обращением губернатора Морозова:

«Дорогие коллеги!

В качестве профессиональной деятельности мы с вами выбрали служение Отечеству и родному краю, взяли на себя ответственность за настоящее и будущее этой земли, благополучие тысяч граждан. Это не просто работа – это посвящение своих сил, талантов, способностей, знаний развитию территории, на которой мы живём, которую горячо любим, которой дорожим и гордимся. Вы прекрасно знаете, какой самоотдачи требует наша служба, как высока цена ошибки, как строго смотрят на нас земляки, как многого ждут. Чтобы отвечать этим ожиданиям, недостаточно быть просто профессионалом или специалистом в какой-либо области. Нужно быть ещё и патриотом, достойным гражданином, уважающим общечеловеческие ценности, следовать высоким стандартам культуры поведения. Такие понятия лежат за пределами законов, регламентов и инструкций. Это наши внутренние убеждения, единые для всех, формирующие нас в команду, профессиональное сообщество, сплочённый коллектив».

В Кодексе принципами чиновничьей этики провозглашаются профессионализм – глубокое знание своей специальности, своевременное и качественное выполнение поставленных задач, постоянное совершенствование профессиональных знаний и умений; служение государству и общественным интересам, уважение личности – уважение чести и достоинства человека, его деловой репутации; преемственность – уважение к труду и опыту старших поколений, эффективное использование института наставничества. Согласно кодексу, чиновник должен знать истинное положение дел на вверенном ему участке работы, воспринимать и решать проблемы людей как свои собственные.

Что же было написано в ответном письме министерства? Следуя сложившейся практике, министр О.Н. Мезина скорее всего лишь подписала бумагу, не вникая в её содержание, тогда как непосредственные исполнители М.В. Веркова и С.В. Глухова составили нижеследующий текст.

 

Обращу внимание на один из абзацев данного ответа, очень похожий на комментарий к снимкам начинающего фотографа, не имеющего понятия ни о композиции, ни о том, что такое портрет или художественный приём: «В представленных портретах затуманен фон, в них не отражено время, эпоха, фотографии не доносят до зрителя социальные реалии, особенности жизни изображённых на фото людей; фотографии однообразны, использован один и тот же художественный приём, отсутствует отбор окружающих предметов, нет проработанной композиции». Он явно не вписывается в упомянутый выше Кодекс – как минимум, не отвечает требованию, что «чиновник должен глубоко знать свою специальность, уважать честь и достоинство человека, его деловую репутацию, а также знать истинное положение дел на вверенном участке работы» (Кодекс 2016).

Не будем обольщаться: во все административные эпохи энциклопедисты среди чиновников попадались исключительно редко – во все времена бюрократии требовалось мнение экспертов. Кто же эти эксперты в разбираемом случае, кто судьи, откуда взялось столь категоричное мнение? Его «исходник» – в протоколе заседания рабочей группы Совета по продвижению чтения и поддержке книгоиздания в Ульяновской области от 10 ноября 2017 г. (Кстати, членом этой группы является один из исполнителей письменного ответа Лазареву – М.В. Веркова[17].) Его я обнаружил на сайте Дворца книги – областной библиотеки (Протокол 2017). На заседании рассматривался тот же экземпляр предварительного макета, что был представлен губернатору С.И. Морозову. Протокол оставляет не менее удручающее впечатление, чем и составленный на его основе ответ. Оставим в стороне прозвучавший в одном из выступлений банальный мотив «не пущать чужака» дабы в условиях дефицита средств на книгоиздание продвинуть «своё» учреждение. В наше время это почти норма. Куда более печально иное – читая протокол, мы слышим не записных бюрократов, а вроде бы людей творческих, которые, если судить по материалам сайтов, формируют информационное пространство культуры региона и пользуются в области немалым авторитетом в общественных и околовластных кругах:

Ж.Б. Миндубаев[18]. Фотографии Каррика показывают социальный срез общества. А портреты Лазарева – это просто лица с затуманенным фоном. В них не отражено время. Они не доносят социальные реалии, особенности современной жизни этих людей.

Л.П. Баюра[19]. Первое: фотографии Л.Н. Лазарева однообразные, с использованием одного художественного приёма. Второе: если внимательно присмотреться, то нет отбора окружающих предметов, отсутствует проработанная композиция.

Г. И. Андреева[20] отметила, что у области есть прекрасные фотографы, которые тоже могут пройти по следам Каррика.

А вот заслуженный деятель искусств РФ, кинооператор, профессор, лауреат Ленинской премии Сергей Медынский не только не усомнился в способности Лазарева достигать композиционной гармонии в портретной фотографии, но и оценил её как уникальную (Лазарев 2015: 14):

«... человек, нажимающий кнопку камеры, не всегда отдаёт себе отчёт, что у него в руках чудесный инструмент, позволяющий сохранить и осмыслить прошлое слова с большой буквы. Чтобы мёртвый бездушный механизм стал подлинной машиной времени, ему нужно оказаться в руках такого человека, как Леонид Николаевич Лазарев. Фотокамера стала продолжением его души и может реагировать на возникшую ситуацию, оценить значение детали, вдумчиво вглядеться в сущность человеческого характера. [...] Автор прекрасно понимает, что не всегда главное в портретном снимке – мимика снимаемого человека, как бы выразительно она не проявлялась. В изобразительных средствах Лазарева – и позы, и жестикуляция снимаемых людей, и предметы, с которыми они взаимодействуют, и фон, на котором они появляются. Это выгодное отличие Лазарева от других признанных мастеров портретной фотографии прошлых лет».

Что касается художественного приёма, в котором его упрекнули участники обсуждения, а с их подачи и чиновники, готовившие ответ, то сам фотохудожник сказал о нём следующее (Узрютова 2017):

« …Я видел работы Каррика, которые были сняты постановочным методом на черно-белый материал. Технологически у Каррика была очень сложная задача – перед съёмкой он должен был в темноте поливать стеклянные пластинки эмульсией. И когда подходил этап съёмки, то на солнечном свете выдержка должна была быть одна минута. И проблема была в том, чтобы заставить людей не двигаться минуту! Потом после съёмки он парами ртути проявлял эти пластинки. В магазинах никаких фотоматериалов не продавалось, не было никаких инструкций о том, как этого нужно было делать. Были какие-то основы, но каждый добивался своих результатов….

У меня другая ситуация – полные возможности, любая съемка. Мне показалось стыдно заниматься компиляцией и повторять путь Вильяма Каррика – делать черно-белые фотографии. В его время это было на пике достижений. В моё время на пике достижений были цветные решения, правда, в приглушенном виде. Я не пользовался реалистическим изображением, я гасил цветность, гасил какие-то ненужные детали. Мне казалось, что я вижу души людей, которые жили когда-то в этих местах. Поскольку это были “наследники” тех людей, которых снимал Каррик, то я нашёл технологический способ – показывать их через лёгкую нерезкую дымку. Мне казалось, что это единственно правильный путь».

В те же весенние дни, когда Лазареву пришло возмутительное – иначе не назовешь! – послание из ульяновского минкульта, 27 апреля 2018 г. в Москве в Галерее классической фотографии отрылась его выставка «Живу дважды», о чем тогда же вышел сюжет на канале «Культура»[21]. Выставка проработала до конца августа 2018 года. А в июле 2018 г., в день рождения фотохудожника главный чиновник столичного города прислал совсем иное по содержанию послание[22]:

Уважаемый Леонид Николаевич!

От всей души поздравляю Вас с днём рождения! Спасибо за Ваш труд. Спасибо за всё, что Вы сделали для страны и для города. Спасибо, что Вы есть.

Желаю Вам доброго здоровья, тепла, уюта и долгих лет жизни.

Я с Вами,

Ваш мэр С. Собянин.

 

Добавлю, что мэрия Москвы издала увесистый фолиант «Москва многонациональная», где фотохудожником был Лазарев, и что книга его фотопортретов «Без пудры и грима» вышла в 2015 г. тоже по издательской программе города Москвы. В ней представлено более сотни снимков, сделанных Лазаревым за полвека творческой деятельности, «каждый из которых раскрывает образ снимаемого человека, все они являются гордостью народа и государства. Это не только люди известные, заслуженные и именитые, но и крестьяне, солдаты, рабочие, лица которых отражают время…» Среди тех, чьи портреты представлены в книге: Леонид Утёсов (1964), Лилия Брик (1968), Георгий Жуков (1970), Евгений Евтушенко, Ольга Бергольц (1973), Майя Плисецкая, Татьяна Тарасова (1978), авиаконструктор О. Антонов (1979) и др. Предисловие к книге написал народный артист России композитор Геннадий Гладков, сравнивший фотопортреты Лазарева с музыкой (Лазарев 2015:8):

«Для меня – профессионального музыканта – первое впечатление от фоторабот Леонида Лазарева было сродни впечатлению от великих музыкальных произведений. В его работах я нашёл аналоги мелодии, гармонии, ритму, ярким динамическим контрастам, полифонии: я увидел разнообразие «оркестровок – то прозрачных, воздушных, почти нереальных, то очень плотных, нарочито документальных, пронзительно-бытовых…».

 

***

Фотография владеет языком эмоций и благодаря этому проникает в душу зрителю, может вызывать в ней бурю чувств. Языком фотографии можно рассказать историю и одного человека, и целой страны. Фотография показывает нам мир таким, каким его видел фотограф. Это не зеркальное отображение мира, значение имеют и ракурс съёмки, и свет, и уловленное мгновение. Технические средства фотографии упростили задачу сделать изображение похожим на действительность. Именно на этой стадии развития фотографии Каррик переквалифицировался из профессионального рисовальщика в фотографы. Однако позднее задача просто передать реальность перестала быть актуальной, сейчас её может решить любой фотоаппарат и даже фотокабинка. А вот создать фотообраз, дать возможность зрителю увидеть не воспроизведение реалий, а их глубинную сущность – через тень и свет, резкость и размывку – это уже задача фотохудожника, а не фотографа. Леонид Лазарев пришёл в фотографию именно на той стадии, когда задача эта стала заключаться в создании художественой интерпретации, а не в элементарной фотофиксации. Хотя и художественная фотография остается источником, обладает такими характеристиками как документальность, подлинность, реальность.

Сам Леонид Николаевич говорит, что его связь с Карриком очень глубокая и что отчасти его творческий путь созвучен пути Каррика, поэтому, наверное, и не удаётся ему пока достучаться до власть имущих именно с этим проектом. Ведь и Каррика в России оценить по достоинству сразу не смогли. «Может быть и потому, что не удавалось видеть всю богатую коллекцию вместе, а она имеет особенное значение только во всём её объёме. Так только заметна вся полнота её, всё, чего искала душа Каррика – простая честная жизнь…» (Вильям Каррик 2010:31). С проектом Лазарева та же ситуация – он тоже наиболее сильное впечатление производит портретной галереей, а ту пока можно увидеть только в нескольких экземплярах предварительного макета будущего издания.

Счастье – ключевое слово к творчеству Леонида Николаевича Лазарева. Тема счастья рефреном звучит в работах маэстро, рождённых энергией поиска и ожидания этого состояния души. Жизнь прекрасна, в ней много удивительного и неповторимого. В умелых руках фотокамера становится машиной времени, фотографии – атрибутом и носителями времени. Фотограф же становится волшебником, оживляющим светописные картинки прошлого и превращающим минувшее в вечно длящееся «теперь» (Зубова 2017:5). Остаётся надеяться, что сила творчества победит и блестящий проект увенчается в нашей пьесе позитивным финалом.

 

Библиографический список:

Андреева 2016 – Андреева Галина Ивановна // ГАНИ УО. Биографические зарисовки. URL: http://gani73.ru/page.php?id=56 (дата обращения 17.07.2018).

Баюра 2018 – Баюра Луиза Петровна // Краеведы Симбирско-Ульяновского края. Персоналии. URL: http://simblet.uonb.ru/?page_id=680 (дата обращения 17.07.2018).

В Ульяновской области 2014 – В Ульяновской области будет разработана стратегия развития человеческого потенциала // Губернатор и Правительство Ульяновской области. Официальный сайт. 24.06.2014. URL: https://ulgov.ru/news/gubernator/2014.06.24/34254/ (дата обращения 12.07.2018).

В.А. Каррик 1879 – В.А. Каррик, известный фотограф // Всемирная иллюстрация. Т. XXI. 1879, № 531. С. 219–220.  

Вароли 2017 – Вароли Дж. Президент Shapiro Auctions: «На аукцион берём треть из того, что предлагают» // Artand Houses. 12.05.2017. URL:http://art-and-houses.ru/2017/05/12/prezident-shapiro-auctions-na-auktsion-berem-tret-iz-togo-chto-predlagayut/ (дата обращения 14.06.2018).

Веркова 2018Веркова Марина Владимировна // УлГТУ. Гуманитарный факультет. URL: http://gf.ulstu.ru/verkova_m_v.html(дата обращения 17.07.2018).

Вильям Каррик 2010 – Вильям Каррик. Картины русской жизни. Каталог выставки. РОСФОТО. СПб.: СПбОО «А-Я», 2010.

Залесский 2018 – Залесский В. Леонид Лазарев: «Как фотохудожник я родился в Ульяновске…» / [Интервью с Л.Н. Лазаревым] // Дыхание земли. 17.01. 2018. // URL: |http://dihanie-zemli.ru/leonid-lazarev-%C2%ABkak-fotoxudozhnik-ya-rodilsya-v-ulyanovske%E2%80%A6%C2%BB.html (дата обращения 17.07.2018).

Занимательная статистика 2018 – Занимательная статистика историко-культурного проекта «Люди земли Симбирской: по следам Вильяма Каррика» // Краеведческий компас. URL: 73history.ru/news/655-260717-5 (дата обращения 17.07.2018).

Зубова 2015 – Зубова И.Л. Динамизм образа Симбирска-Ульяновска в фотоработах Леонида Лазарева // Региональная идентичность в историческом и культурном пространстве России. VIII Сытинские чтения. Материалы межд. науч.-практич. конф., посвящ. памяти историка С.Л. Сытина. Ульяновск, 25–26 сентября 2014 г. Ч. 1 / Ред.-сост. Липатова Н. В. Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2015.

Зубова 2017Зубова И.Л. Светопись в рукописи. Предисловие к книге Лазарева «Пуля для Такумара». М.: Альфа-дизайн, 2017.

Кодекс 2018 – Кодекс профессиональной этики сотрудников Правительства Ульяновской области и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области //URL:http://daig.ulregion.ru/attfiles/kodeksprofetiki_0.pdf (дата обращения 16.07.2018).

Концепция 2009 – Концепция областной целевой программы «Увековечение памяти знаменитых земляков Ульяновской области» на 2009–2012 годы. //URL: www.ja grazhdanin.uglov.ru/attfiles/ocp_uveko-

vechenie.doc (дата обращения 16.07.2018).

Лазарев 2015 – Лазарев Л.Н. Без пудры и грима. М.: Планета,2015.

Лазарев 2018 – Лазарев Леонид Николаевич. Топ продаж художника // ARTinvestment.RU URL: https://artinvestment.ru/auctions/162660 (дата обращения 14.06.2018).

Липатова 2015 – Липатова Н. Часть сердца России // Вестник. Ульяновск. 14.08.2015.

Липатова 2017 – Липатова Н. Культурные инициативы региональной власти: от замысла к реализации (на примере Ульяновской области) // Русская провинция: PRO ET CONTRA. Колл.монография / М. Валери, А.Э. Визинони, В. Глушкова и др.; под ред. У. Перси, А.В. Полонского. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. С. 111–120.

Миндубаев 2018 – Миндубаев Жан Абдулбареевич. Автобиография // Литературная карта Ульяновской области. URL: http://litmap.uonb.ru/?page_id=1798(дата обращения: 12.07.2018).

Письма 2017 – Письма из литературного подполья. № 3. URL: http://www.stihi.ru/2017/08/24/4260 (дата обращения: 12.07.2018).

Полотнянко 2018 – Полотнянко Н. О культуре подлинной и мнимой. Вместо послесловия к роману «Бесстыжий остров» // URL:http://ulpressa.ru/post-source/literatyr(дата обращения: 12.07.2018).

Протокол 2017 – Протокол заседания рабочей группы Совета по продвижению чтения и поддержке книгоиздания в Ульяновской области от 10 ноября 2017 г. URL: http://uonb.ru/images/stories/ knigoizdanie/protokol10112017.pdf (дата обращения 17.07.2018).

Симбирский 2016 – Симбирский-Ульяновский край в ритмах ХХ века. Очерки истории / Обл. гос. бюджетное учреждение Научно-исслед. ин-т истории и культуры Ульяновской обл. им. Н.М. Карамзина / Под.ред. Н.В. Липатовой. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2016.

Узрютова 2017 – Узрютова Ю. Спустя 150 лет. Создали портреты людей земли Симбирской по следам Вильяма Каррика. Интервью с фотографом Леонидом Лазаревым 11 августа 2017 // Ульяновск – город новостей. URL: http://ulgrad.ru/?p=160441 (дата обращения 18.07.2018.)

Ульяновский стадион «Труд» назовут именем легендарного вратаря Льва Яшина // ulpravda.ru. URL: http://ulpravda.ru/rubrics/sport/ulianovskii-stadion-trud-nazovut-imenem-legendarnogo-vrataria-lva-iashina (дата обращения 18.07.2018.)

Фотографический 1891 – Фотографический календарь на 1891 год / Сост. И.И. Карпов. СПб.: Паровая скоропеч. А.В. Пожаровой, 1891. – 144 с.

Школьная 2015 –Школьная А. Миф о русской душе // Симбирский курьер. 08.08.2015.

Эшби 1976 – Эшби Ф. Фотограф с Малой Морской // Юность. 1976. № 7.

Юхтанов 2015 – Юхтанов А. Леонид Лазарев: вдохновленный Карриком // Аргументы и факты. Ульяновск. 12–18.08.2015.

 

 

REFERENCES

Andreeva Galina Ivanovna // GANI UO. Biograficheskiezarisovki.URL: http://gani73.ru/page.php?id=56(data obrashcheniia 17.07.2018).

Baiura Luiza Petrovna // Kraevedy Simbirsko-Ul'ianovskogo kraia. Personalii. URL: http://simblet.uonb.ru/?

page_id=680 (data obrashcheniia 17.07.2018).

Eshbi F. Fotograf s Maloi Morskoi // Iunost'. 1976. № 7.

Fotograficheskii kalendar' na 1891 god / Sost. I.I. Karpov. SPb.:Parovaia skoropech. A.V. Pozharovoi, 1891. – 144 s.

Iukhtanov A. Leonid Lazarev: vdokhnovlennyiKarrikom // Argumentyifakty. Ul'ianovsk. 12–18.08.2015.

Kodeks professional'noi etiki sotrudnikov Pravitel'stva Ul'ianovskoi oblasti i ispolnitel'nykh organo vgosudarstvennoi vlasti Ul'ianovskoi oblasti // http://daig.ulregion.ru/attfiles/kodeksprofetiki_0.pdf(data obrashcheniia 16.07.2018).

Kontseptsiia oblastnoi tselevoi programmy «Uvekovechenie pamiati znamenitykh zemliakov Ul'ianovskoi oblasti» na 2009–2012 gody. URL: www.ja-grazhdanin.ulgov.ru/attfiles/ocp_uvekovechenie.doc (data obrashcheniia 16.07.2018).

Lazarev L.N. Bez pudry i grima. M.: Planeta, 2015.

Lazarev Leonid Nikolaevich. Top prodazh khudozhnika // ARTinvestment.RU. URL: https://artinvestment.ru/

auctions/162660 (data obrashcheniia 14.06.2018).

Lipatova N. Chast' serdtsaRossii // Vestnik. Ul'ianovsk. 14.08.2015.

Lipatova N. Kul'turnye initsiativy regional'noi vlasti: ot zamysla k realizatsii (na primereUl'ianovskoi oblasti) // Russkaia provintsiia: PRO ET CONTRA. Koll. monografiia / M. Valeri, A.E. Vizinoni, V. Glushkovai dr.; pod red. U. Persi, A.V. Polonskogo. Belgorod: ID «Belgorod» NIU «Bel-GU», 2017. S. 111–120.

Mindubaev Zhan Abdulbareevich. Avtobiografiia // LiteraturnaiakartaUl'ianovskoioblasti. URL: http://litmap.uonb.ru/?page_id=1798 (data obrashcheniia: 12.07.2018).

Pis'ma iz literaturnogo podpol'ia. № 3. URL: http://www.stihi.ru/2017/08/24/4260 (data obrashcheniia: 12.07.2018).

Polotnianko N. O kul'ture podlinnoi I mnimoi.Vmesto poslesloviia k romanu "Besstyzhi iostrov' // URL: http://ulpressa.ru/post-source/literatyr (data obrashcheniia: 12.07.2018).

Protokol zasedaniia rabochei gruppy Soveta p oprodvizheniiu chteniia I podderzhke knigoizdaniia v Ul'-ianovskoi oblastiot 10 noiabria 2017 g. URL: http://uonb.ru/images/stories/ knigoizdanie/protokol10112017.pdf (data obrashcheniia 17.07.2018).

Shkol'naia A. Mif o russkoi dushe // Simbirskii kur'er. 08.08.2015.

Simbirskii-Ul'ianovskii krai v ritmakh XX veka. Ocherki istorii / Obl. gos. biudzhetnoe uchrezhdenie Nauchno-issled. in-t istorii i kul'tury Ul'ianovskoi obl. im. N. M. Karamzina / Pod red. N.V. Lipatovoi. Ul'ianovsk: Korporatsiia tekhnologii prodvizheniia, 2016.

Ul'yanovskii stadion «Trud» nazovut imenem legendarnogo vratarya L'va Iashina // ulpravda.ru. URL:http://ulpravda.ru/rubrics/sport/ulianovskii-stadion-trud-nazovut-imenem-legendarnogo-vrataria-lva-iashina (data obrashcheniia 18.07.2018.)

UzriutovaIu. Spustia 150 let. Sozdali portrety liudei zemli Simbirskoi. Po sledamVil'iama Karrika. Interv'iu s fotografom Leonidom Lazarevym 11 avgusta 2017 // Ul'ianovsk – gorod novostei. URL: http://ulgrad.ru/?p=160441 (data obrashcheniia 18.07.2018.).

V Ul'ianovskoi oblastibudet razrabotana strategiia razvitiia chelovecheskogo potentsiala // Gubernator i Pravitel'stvo Ul'ianovskoi oblasti. Ofitsial'nyi sait. 24.06.2014. URL: https://ulgov.ru/news/gubernator/2014.06.24/

34254/ (data obrashcheniia 12.07.2018).

V.A. Karrik, izvestnyi fotograf // Vsemirnaia illiustratsiia. T. XXI. 1879, № 531. S. 219–220.  

Varoli Dzh. Prezident Shapiro Auctions: “Na auktsion berem tret' iz togo, chto predlagaiut” // Art and Houses. 12.05.2017. URL: http://art-and-houses.ru/2017/05/12/prezident-shapiro-auctions-na-auktsion-berem-tret-iz-togo-chto-predlagayut/ (data obrashcheniia 14.06.2018).

Verkova Marina Vladimirovna // UlGTU. Gumanitarnyifakul'tet. URL: http://gf.ulstu.ru/verkova_m_v.html (data obrashcheniia 17.07.2018).

Vil'iamKarrik.Kartinyrusskoizhizni.Katalogvystavki.ROSFOTO.SPb.:SPbOO "A-Ia', 2010.  

Zalesskii V. Leonid Lazarev: "Kak fotokhudozhnik ia rodilsia v Ul'ianovske…' / [Interv'iu s L.N. Lazarevym] // Dykhaniezemli. 17.01. 2018. // URL: |http://dihanie-zemli.ru/leonid-lazarev-«kak-fotoxudozhnik-ya-rodilsya-v-ulyanovske…».html (data obrashcheniia 17.07.2018).

Zanimatel'naia statistika istoriko-kul'turnogo proekta Liudi zemli Simbirskoi: posledam Vil'iama Karrika. URL: 73history.ru/news/655-260717-5 (data obrashcheniia 17.07.2018).

Zubova I.L. Dinamizm obraza Simbirska-Ul'ianovska v fotorabotakh Leonida Lazareva // Regional'naia identichnost' v istoricheskom I kul'turnom prostranstve Rossii. VIII Sytinskie chteniia. Materialy mezhd.nauch.-praktich. konf., posviashch. Pamiati istorika S.L. Sytina. Ul'ianovsk, 25–26 sentiabria 2014 g. Chast’1 / Red.-sost. Lipatova N. V. Ul'ianovsk: Izd-vo “Korporatsiia tekhnologii prodvizheniia”, 2015.

Zubova I.L. Svetopis' v rukopisi. Predislovie k knige Lazareva "Puliadlia Takumara”. M.: Al'fa-dizain, 2017.

 

 

[1] «Кругозор» – выходивший в 1964–1992 гг. ежемесячный иллюстрированный литературно-музыкальный и общественно-политический журнал с аудиоприложениями в виде гибких грампластинок. Максимальный тираж – 500 тыс. в 1983 г. «Советская женщина» – иллюстрированный общественно-политический и литературно-художественный журнал, основанный в 1945 г. Комитетом советских женщин. С 1945 по 1954 г. выходил раз в два месяца, с 1954 по 1991 г. – ежемесячно. Помимо русского, издавался на английском, немецком, французском (с 1945 г.), испанском, китайском (с 1950 г.), корейском (с 1955 г.), японском (с 1956 г.), хинди (с 1957 г.), венгерском (с 1960 г.), бенгали (с 1973 г.), арабском (с 1974 г.), португальском и др. языках. С 1991 г. получил название «Мир женщины».

[2] См.: Новости культуры. Эфир от 14.07.2017 (10:00). Фотограф Леонид Лазарев отмечает 80-летие. URL: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/182685 (дата обращения 16.07.2018).

[3] «Всемирная иллюстрация» – еженедельный иллюстрированный художественно-литературный журнал, издававшийся в Петербурге в книгоиздательстве Германа Гоппе с 1869 по 1898 г., объёмом в 2 п. л. и тиражом до 10 000 экз.

[4] Брюллов Александр Павлович (1798—1877) – русский художник и архитектор, профессор архитектуры Императорской Академии художеств. Старший брат Карла Брюллова.

[5] Кабинетный размер фотографии (CabinetPortrait) – размер бланка 108х166 мм или110×170 мм, размер фотографии 100x137 мм. См. в качестве образца: (Фотографический 1891).

[6] С 2017 г. – Центр истории и культуры региона в составе Центра стратегических исследований Ульяновской области.

[7] Мне удалость посмотреть это единственное не фрагментарное, а полное собрание почти 60 работ, представленных вместе с портретами Вильяма Каррика. Именно этот макет и был позднее передан в Совет по книгоизданию.

[8] Подробнее о культурных инициативах региональной власти см.: (Липатова 2017).

[9] Почему в наименовании министерства искусства и культурной политики слово искусство используется в единственном числе, пытались несколько раз выяснить на станицах местных интернет-порталов. Ульяновский поэт и писатель Николай Полотнянко даже писал главе области об ошибке в наименовании учреждения. См. (Письма 2017; Полотнянко 2018).

[10] В официальном ответе Л.Н. Лазареву упоминается это обращение.

[11]Тексты этого письма и официального ответа на него предоставлены автору Л.Н. Лазаревым.

[12] Так, в 2016 г. Лазарев проводил большую съёмку для юбилейной книги, посвящённой Дербенту.

[13] URL: https://www.shapiroauctions.com/auctions/international-fine-decorative-art-auction-2018-03-07/305-leonid-lazarev-russian-b-1937 (дата обращения 14.06.2018).

[14] ARTinvestment.RU – интернет-проект рынка русского искусства, адресован коллекционерам, галереям, инвесторам и аналитикам. На сайте приведены данные с аукционов США, Великобритании, Франции, Германии, Швеции, Дании, Финляндии, Австрии, России и Израиля с 2000 г. по наши дни, особенно полна статистика продаж за 2006–2016 годы.

[15] Как пишет И.Л. Зубова, «Внешний вид сельских жителей напоминал молодому фотографу времена дореволюционной России. Многие сельчане впервые увидели затяжной прыжок с высоты 1500 метров парашютиста Кириллина. Один из парашютистов стал отклоняться от заданных параметров приземления, что вызвало большой переполох» (Симбирский 2016:255)

[16] 2008 г. – персональная фотовыставка в галерее «ФотоСоюз»; 2010 г. – персональная фотовыставка в Артфонде ОРЕНЗАНЦ в Нью-Йорке; 2011 г., фотовыставка Леонида Лазарева в Конгрессе США. В   2013 г. фотографии Л.Н. Лазарева представлены в Русском музее; в 2013 г. и 2014 г. – в Пензенской картинной галерее им. Савицкого; в 2014 г. – в Арт-галерее университета штата Аризона в США; в 2015 г. – в Музее Оскара Нимейера (Бразилия). В 2016 г. состоялась персональная фотовыставка Л.Н. Лазарева в Колумбийском университете в США и в Музее г. Москвы; в 2018 г. – в Галерее классической фотографии в столице России. Информация получена на основе материалов персональных страниц фотографа в Википедии URL: // https://ru.wikipedia.org/wiki/Лазарев,_Леонид_Николаевич (дата обращения 14.06.2018) и на сайте проекта «Антология русской фотографии XX века» Центра фотографии братьев Люмьер URL: // http://www.lumiere.ru/gallery/photographers/id-56/(дата обращения 14.06.2018.

[17] Кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии Ульяновского государственного технического университета. См. о ней: (Веркова 2018).

[18] Публицист, поэт и писатель, активно присутствующий в информационном пространстве Ульяновской области. См.: (Миндубаев 2018).

[19] Кандидат искусствоведения, заместитель директора по науке и развитию Ульяновского областного художественного (курсив мой. – С. П.) музея. О ней см.: (Баюра 2018).

[20] Бывший директор партийного архива, ныне Государственный архив новейшей истории Ульяновской области, председатель комиссии по подготовке Книги памяти «Детство, опалённое войной». Подробнее см: (Андреева 2018).

[21] См.: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/247765/ (дата обращения 17.07.2018).

[22] Текст письма предоставлен Л.Н. Лазаревым.

© Панарин С.А., 2018

Панарин Сергей Алексеевич – кандидат исторических наук, заведующий Центром исследования общих проблем современного Востока Института востоковедения РАН

1219

Cookies помогают нам улучшить наш веб-сайт и подбирать информацию, подходящую конкретно вам.
Используя этот веб-сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем coockies. Если вы не согласны - покиньте этот веб-сайт

Подробнее о cookies можно прочитать здесь