Прайсман Л.Г. Краткие замечания к материалам круглого стола «Погромы в Российской империи»

15 мая 2019 года состоялось Четвертое заседание исторического клуба "Нестор": Круглый стол «Погромы в Российской империи».

Совместный проект Еврейского музея и Центра Толерантности и издательства «Нестор-История» - Круглый стол состоялся 15 мая 2019 года в Еврейском музее и центре толерантности. Заседание было приурочено к выходу книги мемуаров: Слуцкий М. Б. В скорбные дни: Кишинёвский погром 1903 года / публ., предисл., коммент., указ. Л. А. Мосионжника. — СПб.: Нестор-История, 2019. —328 с.

https://www.youtube.com/watch?v=FuzrNvNodL4

Публикуем текст доктора исторических наук Леонида Прайсмана "Краткие замечания к материалам круглого стола "Погромы в Российской империи".

 

 

Я хотел бы прокомментировать некоторые ошибочные утверждения, которые прозвучали в ходе круглого стола «Погромы в Российской империи», состоявшегося 15 мая 2019 года в московском Еврейском музее и центре толерантности[1]. В докладе А. Локшина говорилось о том, что первая еврейская самооборона в России была создана только летом 1903 г., и первым погромом, в ходе которого она активно оказывала сопротивление погромщикам, был погром в сентябре 1903 г. в Гомеле.  На самом деле первый случай еврейской самообороны был зафиксирован в апреле 1881 г. в Бердичеве. Евреи подкупили местного полицмейстера, который разрешил им организовать еврейскую стражу, вооруженную дубинками. Отряды самообороны два раза встречали на вокзале поезда с приехавшими погромщиками, прозванными «босой командой», и не давали им высадиться. В мае 1881 г. произошел трехдневный погром в Одессе. К этому времени в городе была организована еврейская самооборона под руководством студентов Новороссийского университета. Группы самообороны были вооружены в основном дубинками и железными палками, но у немногих были и пистолеты. Они смогли спасти от погрома целый ряд еврейских кварталов.

В начале XX в. в России стремительно развивалось сионистское движение. К нему примыкали различные еврейские социалистические движения. Самым многочисленным из них была партия Поалей Цион. Когда в 1901 г. была предпринята попытка организовать пасхальный погром в Екатеринославе, Поалей Цион создала еврейскую самооборону. Во главе ее стоял лидер партии Б. Борохов. Натолкнувшись на активное сопротивление, погромщики были рассеяны. В докладе утверждается, что в 1903 г. в Кишиневе во время первого кровавого погрома XX в., в ходе которого было убито 45 евреев, и более тысячи были ранены, не было самообороны. Об этом же писал известный еврейский историк С. Дубнов.  В действительности положение было иным. В условиях усиленной антисемитской пропаганды, ведшейся в Кишиневе, и при явных признаках того, что правительственные чиновники принимают участие в организации погрома, сионистская организация Кишинева во главе с одним из лидеров сионистского движения в России Яаковом Бернштейн-Коганом активно готовилась к защите еврейского населения.  Бернштейн-Коган в «Книге о погромах» писал: «Различные еврейские группы готовятся встретить погром: раввин с помощниками идут к главе православной церкви; ... молодежь реагирует по-другому: собирается, волнуется, добывает из-под земли оружие... назначаются квартиры под штаб обороны и для ударных групп, прокладывается телефонная связь, а в моей квартире – главный телефон и место встреч, и приема известий... в 4 часа дня все группы самообороны были окружены полицией и войсками, разоружены и загнаны в большие дворы. Там членов самообороны арестовали и отправили в полицию»[2].  Таким образом, уже в начале погрома евреи остались без организованной защиты. Вечером первого дня погрома группа евреев, вооружившись палками, пыталась отогнать бандитов. Но солдаты по приказу отняли это так называемое оружие у евреев и погром продолжался беспрепятственно.

После кишиневского погрома по всей черте оседлости началась организация отрядов самообороны. В ней принимали участие тысячи людей, представители всех классов и слоев еврейского населения. В ряде городов в самообороне участвовали и представители русской интеллигенции. Так было в Одессе и Житомире. В тех редких случаях, когда войска и полиция не выступали на стороне погромщиков, самообороне удалось защитить еврейские кварталы.

В ряде докладов представлена неправильная периодизация погромов во время Гражданской войны в России. Погромы происходили в 1917-1921 гг. Их устраивали все стороны, принимавшие участие в Гражданской войне. Погромы носили необыкновенно кровавый характер, сведения о количестве жертв, которые приводят современники и историки, расходятся. По моим данным, в ходе погромов было уничтожено ок. 100 тыс. человек. Большинство погромов произошло на территории Украины. Самые кровавые погромы устраивали в 1918-19 гг. регулярные части украинской армии правительства Директории под руководством С. Петлюры и связанные с украинской армией многочисленные банды. По данным комиссии Красного Креста, во время этих погромов было убито ок. 50 тыс. человек. Самый кровавый погром был организован в городе Проскурове (теперь Хмельницкий) Запорожской казацкой бригадой под командованием атамана И. Семесенко. Погром состоялся 15 февраля после неудачной попытки местных большевиков поднять восстание.  После подавления восстания Семесенко потребовал от казаков вырезать все еврейское население, но поклясться в том, что «они жидовского добра грабить не будут». Во время 4-хчасового погрома было уничтожено 1600 человек. Хотя по приказанию центральных украинских властей погром был прекращен, бригада Семесенко вырезала 16 февраля в городе Фельштин 485 человек. Этот погром является предвестником трагедии Холокоста. По данным известного еврейского историка И. М. Чериковера, Добровольческая армия устроила 296 погромов в 267 населенных пунктах[3]. В этих погромах было уничтожено около 10 тыс. евреев, они отличались массовыми случаями изнасилования еврейских женщин и настоящей вакханалией грабежей. Погромы устраивали и части Красной армии, и отряды анархистской Революционно-повстанческой армии под руководством атамана Н. Махно.

Больше всего боролись с погромными движениями руководство Красной армии и Н. Махно, приказывавший казнить всех участников еврейских погромов. В Красной армии наиболее кровавые погромы устраивала 6-я дивизия 1-ой конной армии. Дивизия была расформирована и около 200 человек расстреляны[4]. А. И. Деникин неохотно боролся с погромами. Только 10 погромщиков были расстреляны по приговору военно-полевых судов. Руководство Директории издавало приказы по борьбе с погромами, но не расстреляло ни одного человека. С.М. Дубнов справедливо писал, что украинский народ «в моменты политической смуты исполняет "миссию" истребления еврейства с большим рвением, чем его предшественники в века крестовых походов»[5].  

 

Леонид Григорьевич Прайсман, доктор исторических наук

 

[1]Круглый стол «Погромы в Российской империи». 15.05.201 https://www.youtube.com/watch?v=FuzrNvNodL4&t=330s

[2]Цит. по: Ицхак Маор. Сионистское движение в России. Иерусалим. 1977. С. 136.  

[3] Чериковер И. М. Белое движение и евреи// И. Шехтман .Погромы Добровольческой армии. Берлин. 1932. С. 25.  

[4] Цит. по: Книга погромов. Погромы на Украине, в Белоруссии и Европейской части России в период Гражданской войны. 1918-1922 гг.: Сборник документов. С. 870.

[5]Дубнов С. М. Третья гайдамачина// Чериковер И. М. Антисемитизм и погромы на Украине, 1917-18 гг. (К истории украинско-еврейских отношений). Берлин. 1923. С. 280.

60

Cookies помогают нам улучшить наш веб-сайт и подбирать информацию, подходящую конкретно вам.
Используя этот веб-сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем coockies. Если вы не согласны - покиньте этот веб-сайт

Подробнее о cookies можно прочитать здесь