Смилянская М.И.: "Наш архив - это и семейная, и общественная, и политическая память"

 

Смилянская Марина Ивановна – директор Российского государственного архива фонодокументов

Беседовал Н.С.Эрлих

Марина Ивановна, наш журнал посвящён исторической памяти: расскажите, пожалуйста о себе, о своей семье и предках.

          Мои предки – самые обычные люди, россияне. Если вспоминать о детстве, то больше всего, конечно, мне дали родители, которые любили Родину, её историю, рассказывали о наших предках, о непростой жизни – на их долю достались и война, и оккупация.

Отдельно мне хочется рассказать о своём первом учителе – это Разумовский Юрий Петрович. Я родилась в Москве, но жили мы в Звенигороде, а в школу я ходила в Саввинской слободе – это рядом с Саввино-Сторожевским монастырём. Там была начальная школа, в которой преподавали муж и жена – Разумовские, вырастившие всю округу. Я даже где-то читала, что в районе Звенигорода была целая династия Разумовских-учителей. Вот эти учителя, конечно, оставили огромный след! Мы часто бродили по окрестностям, взбирались на гору, на которой стоит Саввино-Сторожевской монастырь, и Юрий Петрович нам рассказывал о том, как приходили завоеватели, как была организована оборона этого монастыря, про историю и культуру этой местности – там же очень многие деятели культуры отдыхали и творили: Танеев, Левитан и другие. Там было создано художниками много картин. Однажды в Третьяковской галерее я узнала мостик в Саввинской слободе, написанный Левитаном.

Так проходило моё детство. Папа был геологом, мы много путешествовали. Я увидела, что везде живут хорошие люди – работящие, любящие свою землю и своих соседей. Всегда можно было найти со всеми общий язык.

Уже взрослую, судьба занесла меня в архивные учреждения. А архивные учреждения имеют такую особенность – они «не отпускают». Хотя в 90-е годы мне пришлось пойти на заработки в другие организации, я всё равно вернулась. Сначала я работала в Российском государственном архиве экономики, а потом ещё 15 лет проработала в Федеральном архивном агентстве (до 2004 года – Федеральная архивная служба России). А после работы в Росархиве я была назначена на работу в Российский государственный архив фонодокументов. Архив оказался очень интересным  по содержанию и специфике хранящихся в нем документов и замечательным – своим хорошим коллективом. Сотрудники РГАФД – знающие, работающие по велению души люди, очень инициативные, дружные, интеллигентные – одно удовольствие работать с такими! Мне кажется, мы сдружились, нашли точки понимания, и вот уже 4 года я работаю здесь (с 1 декабря 2014 года).

Наш архив организован в 1932 году по инициативе А.В.Луначарского. Сотрудники архива проводят экскурсии и рассказывают посетителям о Немецкой слободе, Лефортовском дворце (Дворце Петра I на Яузе), об истории звукозаписи и Российском государственном архиве фонодокументов. В нашем архиве создана небольшая музейная экспозиция, где представлены копии документов, касающихся истории создания архива, фотографии Лефортовского дворца в прошлом. Посетителям предлагается послушать самые интересные, на наш взгляд, звукозаписи.

Инициатором создания архива звукозаписи был А.В. Луначарский. Он говорил, что живой голос человека даёт гораздо больше представления о том, что в своей речи оратор хотел донести до слушателей – помимо слов, это ещё интонация, живой голос – речь в звуке производит гораздо более яркое впечатление, чем печатный текст. Он говорил, что надо собирать и хранить звукозаписи голосов политических и общественных деятелей. Когда после  Октябрьской революции встал вопрос о развертывании агитации, были организованы массовые выпуски грампластинок с выступлениями политических деятелей. С них начинался звуковой архив.

К началу XX века прошло чуть больше 20 лет со времени изобретения технологии записи звука, а грамзапись достигла бума популярности – она стала более доступной – даже простые люди могли позволить себе приобретение граммофона, повсеместно продавались пластинки. Из-за большого спроса как грибы стали расти фирмы, производившие грампластинки.

В наш архив попали различные виды носителей звука, начиная с фоноваликов. У нас хранятся уникальные фоновалики, на которых записаны голоса певцов из народа, записанные Митрофаном Ефимовичем Пятницким.

Они не очень известны широкой публике?

К сожалению, нет, они не очень известны. У нас эти звукозаписи хранятся как особо ценные, 17 из них – уникальные. Они доступны на сайте – на портале Архива России размещен Реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации, в том числе и наши семнадцать записей на фоноваликах. Качество звукозаписей, конечно, не очень хорошее. Но как красиво, практически профессионально, на голоса, пели простые крестьяне села Александровка Бобровского уезда Воронежской губернии (например, № 366 реестра, архивный шифр РГАФД, ф.100, оп.1ф/в, № 026).

И, конечно же, у нас хранятся пластинки и технологические этапы изготовления пластинок – это граморигиналы. У нас более 64 тысяч граморигиналов на никеле, меди, на различных металлических основах.

Граморигиналы – это, по сути, как пластинки?

Необходимо немного рассказать о классической технологии грамзаписи, как это делалось изначально: когда звук записывался, акустическая волна шла от рупоров, принимающих звук, на резец; резец чисто механически двигался по мягкой поверхности пластинки, на которую нанесён воск или лак, таким образом на них записывался звук. Но хранить восковые и лаковые диски практически невозможно, воск и лак недолговечны, плохо сохраняют запись. Поэтому её сразу переводили гальваническим способом на металл – обсыпали очень мелким серебряным порошком, опускали в гальваническую ванну, в которой происходило нанесение металлического слоя – оттиска этой пластинки, получался первый (нечётный) граморигинал с выпуклой дорожкой.

В то время считалось, что с каждого граморигинала можно сделать восемь качественных гальванических оттисков. Если вам нужен тираж грампластинок, то есть вы хотите получить определенное количество прессовочных матриц, вам необходимо провести соответствующее количество операций по гальваническому копированию, причем с каждой копии создается 8 следующих: с нечетных – четные, с четных – нечетные, матрицы должны быть нечетными. И вот первый и вторые экземпляры этих металлических оттисков у нас и хранятся. Всего более 64 тысяч. Есть непростой момент: нечётные граморигиналы – с выпуклой дорожкой. Если чётные можно поставить на проигрыватель-грамстол и проводить оцифровку, то нечетные – не получится. Это невозможно физически. Либо должна быть вилочковая иголка звукоснимателя, либо нужно делать гальваническую копию – т.е. создавать чётный граморигинал и таким образом делать этот фонодокумент звучащим. Дело это довольно дорогое. Граморигиналы содержат очень интересные фонодокументы. Архив уже много лет занимается оцифровкой фонодокументов современными техническими средствами, чтобы ввести в общественное использование и научный оборот звукозаписи и хранить фонодокументы в цифровом виде с применением всех технических мер защиты и восстановления информации при возникновении дефектов и ошибок. Вот такая задача оцифровки граморигиналов сейчас стоит перед нами.

Какая часть архива уже оцифрована?

Пока ещё небольшая. Впереди много работы. До 2018 года существовала Федеральная целевая программа «Архивы России (2012-2018 гг.)», и мы, участвуя в ее реализации, за счёт средств ФЦП выполняли эту работу силами победивших в конкурсах сторонних организаций. При этом Технический отдел архива занимается оцифровкой непрерывно.

Сейчас этой программы не существует?

Федеральная целевая программа завершилась в 2018 году. Мы надеемся, что в будущем будут другие программы и мы примем в них участие и продолжим оцифровку фонодокументов. Это существенно упростит доступ к хранящимся в архиве документам и обеспечит их сохранность.

Возвращаясь к носителям звука:

После изобретения грамзаписи был создан ряд различных, очень интересных, носителей звука. В 1920-1930 годах произошел настоящий бум разработок устройств звукозаписи. Проблема сохранения звука просто висела в воздухе.

В 1931 году советским изобретателем Александром Федоровичем Шориным создан метод кодировки звука нанесением царапин-штришков на киноплёнку. Аппараты шоринофоны есть в Политехническом музее (мы не знаем, в рабочем ли они состоянии). Шоринофонные фонодокументы, хранящиеся в РГАФД, скопированы на магнитную ленту и сейчас доступны для прослушивания. Поскольку шоринофонная звукозапись –  это плёнка на нитрооснове, т.е. самовоспламеняющаяся, наши фонодокументы-шоринофоны хранятся в подземных архивохранилищах Российского государственного архива кинофотодокументов в г. Красногорске.

В Советском Союзе в 1930-х годах был разработан и другой, очень интересный, носитель звука – «говорящая бумага». Изобретатель – Борис Павлович Скворцов.

Очень интересно было бы узнать что-то о Б.П. Скворцове – где жил, где работал. Но, к сожалению, пока мы ничего не знаем.

Этим исследованием очень активно занимается Коломенский краеведческий музей, в частности, исследование истории изобретения и поиск информации об изобретателе «говорящей бумаги» Б.П. Скворцове ведет заместитель директора музея Татьяна Алексеевна Стукнина. Почему  Коломенский музей – именно в Коломне был завод, где производили эти аппараты. Мы тоже пытались найти по этому вопросу какую-то документацию и нашли в Российском государственном архиве экономики заявку Б.П. Скворцова на изобретение «говорящей книги». К сожалению, заявка на изобретение была не очень тщательно оформлена и по ней ничего не удалось узнать об изобретателе. Мы надеемся, что поиск сведений о Б.П. Скворцове еще не исчерпан, хотелось бы найти его потомков и что-то узнать о нем из семейной истории.

В экспозиции Коломенского музея представлен работающий аппарат для воспроизведения звука с «говорящей бумаги» (кстати, такие аппараты есть и в Политехническом музее). Коломенские музейщики привлекли и заинтересовали инженерные силы Коломны и аппарат заработал, заиграл музыку. Иногда, редко, аппарат включают. И, как это ни странно, зрелище очень впечатляющее! Мы привыкли, что какое-то даже маленькое звуковоспроизводящее устройство работает за счет электроники, транзисторов, процессоров и т.д., и всё это нами воспринимается как норма. А когда перед нами громоздкий аппарат с валиками внушительных размеров, на которые ставится рулон бумаги (нечто похожее на перфоленту, только не с перфорацией, а с волнистыми линиями, как на сейсмографе), и неожиданно раздается звук – выглядит необычно!  На рулоне «говорящей бумаги» восемь линий звукозаписи, рулон прокручивается сначала в одну сторону, потом в другую восемь раз, таким образом, на рулоне бумаги могло содержаться достаточно большое количество музыки.

По сведениям Коломенского музея, вопрос запуска этого изобретения в серию решался очень долго – с начала 1930-х годов до начала Великой Отечественной войны. Госплан тормозил запуск аппарата в серийное производство, поскольку цена аппарата казалась чрезмерно высокой – спрос у населения будет небольшой, поэтому запускать серийное производство нецелесообразно. Ведь «говорящую бумагу» изобретали для повседневного, домашнего использования. В качестве усилителя звука планировалось использовать радиоприёмники, которые выпускал Воронежский радиозавод. В мае-июне 1941 года пробная партия приставок для воспроизведения «говорящей бумаги» была отправлена в Воронеж. Но началась война. Под колесо войны попал и Воронеж. С тех пор следы пробной партии аппаратов для воспроизведения «говорящей бумаги» потеряны. Осталось совсем немного этих приборов – может быть, это были выставочные или экспериментальные экземпляры.

Технология шоринофонов и «говорящей бумаги» заглохла и в дальнейшем не получила развития. После войны в звукозаписи уже царила магнитная лента.

А образцы «говорящей бумаги» у вас в архиве есть?

Да, но всего 23 рулона. Есть «говорящая бумага» ещё в Политехническом музее и в Коломенском краеведческом музее.

Все те документы, которые у нас есть на нетрадиционных носителях – за исключением «говорящей бумаги» –  переведены на магнитную ленту. Поэтому тот звук, который был на них записан – доступен. А что касается «говорящей бумаги», там записаны фокстроты и танцевальная музыка. То есть, это музыка, которая наверняка присутствует на грампластинках. И новизны от снятия звука с «говорящей бумаги», скорее всего, не будет.

Это был просто эксперимент, как форма записи звука

Да. Она и продвигалась, как дешёвая запись. Сама бумага же очень дешёвая. В отличие от магнитной ленты, которая гораздо дороже. Оставалось только снизить себестоимость аппаратов. Но война сломала все планы.

И вроде бы событие значимое – более незначительные события остаются в истории, – а тут как-то ничего не осталось.

Во-первых, война. И, возможно, ещё элемент какой-то небрежности.

Или тайны?

Сомневаюсь, могла ли быть тайной «говорящая бумага»… Хотя, кто знает, возможно. У немцев же разработка магнитной ленты предназначалась для военных целей.

Кроме перечисленных видов документов в нашем архиве хранится большой фонд тонфильмов. Носитель этих фонодокументов – тоже кинопленка, где документ записывается так же, как звуковая дорожка кинофильмов. Та часть тонфильмов, которая записана на кинопленку на нитрооснове, хранится в Красногорске, а фонодокументы на триацетатной основе – у нас в Лефортовском дворце.

И конечно, в фондах РГАФД хранится много документов на магнитной ленте, более поздние поступления – на компакт-кассетах, компакт-дисках, CD, DVD и т.д. – на всем известных носителях информации.

Практически каждый комплектующийся архив имеет три главных архивных направления деятельности: комплектование, обеспечение сохранности и использование документов архива.

Первостепенная задача любого архива – обеспечение сохранности документов. В РГАФД этим занимается Отдел обеспечения сохранности и входящие в его состав архивохранилища. Ведутся стандартные архивные работы: поддержание нормативных условий хранения, проверка наличия документов и пр. Технический отдел ведет постоянный плановый контроль технического состояния звукозаписей, проводит регламентные работы по видам носителей, оцифровку фонодокументов. Важно, чтобы своевременно были созданы копии фонодокументов, сейчас мы создаем цифровые копии на современных носителях с использованием серверного оборудования и ленточной библиотеки. Во всех государственных архивах документы, принятые в архив на государственное хранение, называются «документами постоянного хранения», и в скобках – «вечного». То есть, наша задача – сохранить их как можно дольше на оригинальных носителях, и сохранить звук, содержание фонодокумента для его использования путем оцифровки, перенесения на другие носители.

Благодаря финансовой помощи Росархива в архиве осуществляется модернизация оборудования для звукозаписи и звуковоспроизведения, компьютерной техники и средств хранения электронных документов.

Архив активно занимается комплектованием своих фондов. Источниками комплектования РГАФД являются звукозаписывающие фирмы, общественные и творческие организации, коллекционеры, наследники композиторов и исполнителей, писателей и поэтов, общественных и политических деятелей.

 Большое и важное направление комплектования архива – запись документов фонда «Устная история». Специалисты Отдела комплектования производят звукозаписи различных мероприятий, событий, и просто воспоминаний людей, рассказывающих интересные моменты из своей жизни, о событиях, свидетелями которых они были.

Это тоже своего рода «семейная память».

Это и семейная, и общественная, и политическая память. Таким образом, если пользователь архивной информации пожелает исследовать какие-то сферы жизни народа, страны – в нашем архиве можно найти очень много интересного.

Самое эффектное и наиболее известное публике направление работы архивов – это использование архивных документов. Специфика нашего архива  – специфика звука. Конечно, мы участвуем в разного рода проектах, но звук сам по себе мало где может быть экспонирован. Нужен дополнительно какой-то визуальный ряд, сопровождение. При этом всегда важно, чтобы звук был достаточно хорошо слышен, чтобы один звук не заглушал другой, чтобы прослушивание фонодокумента не мешало другим посетителям и т.д.

Наибольший эффект (отдачу) в работе по популяризации хранящихся в РГАФД фонодокументов дает сайт архива. На сайте архив размещает новости, материалы звукового календаря (шесть-семь раз в месяц) к юбилейным датам или интересным событиям, причем все заметки сопровождаются рисунками, фотографиями и обязательно прикрепляются звуковые фрагменты.

Конечно, обязательная архивная работа – это формирование и размещение на сайте РГАФД каталогов фонодокументов. На сайте размещены первая и вторая части, а также 5 выпусков третьей части одного из самых крупных тематических каталогов РГАФД «Военная история СССР»; первая часть и три выпуска второй части тематического каталога «Музыкальное творчество народов России»; тематические каталоги о творчестве М.И. Глинки, А.Н. Скрябина, А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского. В каталогах перечислены все документы, которые есть по этим темам, к некоторым документам прикреплены фрагменты фонодокументов.

Для посетителей сайта – а мы стараемся, чтобы у нас были постоянные посетители – на сайте РГАФД сформированы тематические рубрики: «Рассказы старого граммофона», «Архивные редкости», «Театр в звуке», «Москва и москвичи», «Из истории музыкальной индустрии», «История отечественной звукозаписи и фоноархивистики», «Устная история». Мы надеемся, что каждый посетитель сайта найдет для себя что-то интересное. Существенной новизной материалов этих рубрик является то, что в них представлены, в том числе, ранее не звучавшие звукозаписи, например, путем воспроизведения граморигиналов. Конечно, звукозаписи сопровождаются подробными пояснениями, рассказами об упомянутых там персонажах, исполнителях, чей голос представлен посетителям сайта.

Кроме того, на сайте архива размещены проекты, посвященные отдельным темам. Один из последних – проект «Русская Арктика. Живые голоса истории». Первый выпуск был посвящен героической эпопее спасения челюскинцев. Следующий выпуск этого проекта – «Освоение северного морского пути». Выпуск этой серии, запланированный на 2020 год, будет посвящен военным действиям в Арктике во время Великой Отечественной войны.

Посетители сайта могут ознакомиться с проектами РГАФД «Космические старты», «История создания Красной Армии», «Композиторы – исполнители собственных сочинений», «Женщины на войне», «Голоса писателей и поэтов России», «Поющие актеры советского кино» и многие другие.

В 2019 году мы начали осуществление нового вида популяризации архивных документов – музыкально-публицистические вечера. Нам, как и любому архиву, очень хочется показать публике хранящиеся в архиве сокровища в непосредственном общении со зрителями и слушателями. Благодаря дружественным  контактам с «Домом русского зарубежья» в 2019 году архив провел два музыкально-публицистических вечера. Первый наш опыт – вечер, посвященный творчеству и судьбе певицы начала ХХ века Надежды Плевицкой. Публике вечер понравился, зал был полон, было много заинтересованных слушателей, чувствовалось, что посетителям вечера предложенная тема была интересна.

Второй вечер мы посвятили певице Варе Паниной, исполнительнице романсов и цыганских песен конца XIX – начала XX века.

Обе певицы были любимицами Николая II. Он интересовался музыкой, у царя была большая коллекция грампластинок. Поэтому, когда Николай II слушал этих певиц на концертах, он говорил: «Записывайте ещё! Почему, например, у меня нет пластинки Вари Паниной?». Таким образом и остались для истории их голоса. Первая пластинка Вари Паниной записана в 1905 году. На пластинки было записано много романсов и песен в ее исполнении. Интересно, что сегодня слушателю заметна своеобразная манера исполнения, близкая и понятная современникам певицы, ее искусство затрагивало сердца людей, у Вари Паниной была бешеная популярность.

Отзывы о втором вечере были очень тёплые, с пожеланиями развивать эту работу и дальше.

Иногда идеи по использованию фонодокументов приходят и реализуются неожиданно: например, когда мы начали снимать звук с чётных граморигиналов, мы оцифровали несколько старинных маршей. Они так замечательно звучат – это совершенно другая манера, другое звучание, чем у современной музыки (так же, как другая манера исполнения музыки оперной и эстрадной). Используя два оцифрованных марша («Страдалец» и «Девятый вал» 1912-1914 годов), мы сделали небольшой видеомузыкальный проект: сопроводили звук маршей фотографиями из фондов Российского государственного военно-исторического архива. Видеокомпозиция «Звуки и лица Первой мировой войны» размещена на сайте архива. Интересно, что второй марш, который был использован в видеокомпозиции, назывался «Девятый вал» и, как мы ни искали, нигде в Интернете не нашли ни упоминания самого этого марша, ни информации об авторе и оркестре-исполнителе. Для иллюстрации звука этого марша мы использовали фотографии из фондов Российского государственного архива Военно-Морского Флота.

Сотрудники архива – инициативные, энергичные профессионалы, у них так много идей, что на их реализацию не всегда хватает рабочих рук. Коллектив работает с большим интересом, поэтому и проекты реализуются интересно! Я иногда сама на даче по выходным открываю сайт и провожу вечер, слушая концерты и читая познавательные тексты… Вот такая у нас интересная жизнь!

А самые ранние записи у вас с какого времени?

Начало XX века. Понимаете, грампластинки тогда подчас так небрежно оформлялись, что не были помечены ни год, ни автор. Во времена наибольшей популярности грамзаписи существовали как известные серьезные звукозаписывающие фирмы, так и «однодневки», которые, только начав свою деятельность, скоро прекращали существование. И в их технологических повадках была манера не указывать авторов и исполнителей. Были и фирмы-воришки, выпускавшие контрафакт. Но и они остались в истории, потому что звукозаписи хранятся в нашем архиве. Для уточнения данных о звукозаписях мы пользуемся фирменными каталогами тех времён. Особенно много вопросов к звукозаписям на граморигиналах, поскольку на них нет этикеток – только производственные номера. Отвечая на Ваш вопрос, надо отметить, что в архиве хранится много дореволюционных звукозаписей.

Некоторые документы в архивах бывают под грифом «секретно», а со звуковыми носителями такого нет?

Нет, в нашем архиве секретных документов нет. Другое дело, что нам иногда сдают документы, которые автор – фондообразователь не разрешает никому давать прослушивать в течение определенного времени. И мы выполняем это требование, соблюдаем условие заключенного договора. 

Получается, что оцифровать такой документ невозможно?

Мы, в случае необходимости – если документ, например, в угрожающем физическом состоянии  и его надо спасать – мы его оцифруем, но и в отношении копии будем соблюдать условия договора.

С тем, кто сдаёт в архив документы, мы обязательно заключаем договор, которым, в частности, предусмотрено, что фондообразователю всегда открыт доступ к сданным им документам, по его просьбе архив сделает ему копию его документов бесплатно. Вообще, для пользователей, которые приходят в архив, бесплатно предоставляется научно-справочный аппарат, возможность прослушать фонодокументы, но снимать копии мы обязаны по прейскуранту. И поскольку федеральные архивы – казённые учреждения, то есть их содержит государство, обеспечивая всем необходимым для работы, создавая условия хранения документов, выплачивая зарплату и т.д., все деньги, которые зарабатывает федеральный архив, поступают в государственный бюджет.

Вы говорили о записях 1905 года. А что именно в тех записях? Это музыкальные записи, или в них есть голоса царской семьи, например?

В основном, дореволюционные фонодокументы содержат звукозаписи музыкальных произведений, народной музыки. Есть записи голосов знаменитых людей: Л.Н. Толстого, Ф.И. Шаляпина. Записей голосов членов царской семьи, или, о чем часто спрашивают, голоса П.И. Чайковского не существует, во всяком случае, достоверно и точно подтвержденных.

Среди фонодокументов более позднего времени есть и политические речи, и всевозможные выступления на творческих вечерах и митингах. Людмила Васильевна Королева – начальник отдела РГАФД, которая проводит экскурсии, подбирает для демонстрации слушателям такие записи, которые были бы трудноузнаваемыми, являлись бы для посетителей загадкой. Практически никто не узнаёт подлинный голос Сталина, Есенина принимают за Маяковского. Очень большое впечатление на экскурсантов производит звукозапись выступления одной домохозяйки на митинге, требующем расправы над врагами народа. Ее иступленные крики передают страшную атмосферу периода массовых репрессий.

Это московские процессы?

Да, это один из московских процессов, яркость впечатления в том, что в этой звукозаписи можно услышать психологическое состояние человека, одурманенного массовой пропагандой. Это производит впечатление.

Экскурсии, по-видимому, нравятся посетителям, по окончании экскурсий посетители остаются, чтобы задать вопросы и поделиться впечатлениями. Конечно, эту работу надо расширять. Популяризация того, что мы храним, кажется очень благодарным направлением работы.

Экскурсии у вас проходят регулярно?

К сожалению, нет. Оплата услуг архива возможна только по безналичному расчёту, то есть мы не можем проводить экскурсии для неорганизованных групп. Поэтому экскурсии проводятся только для организаций или групп из нескольких человек, которые готовы перечислить деньги в госбюджет по безналичному расчету. Стоимость экскурсии по прейскуранту 200 рублей за человека. Но не все желающие могут организовать такие группы, и это очень жаль, но система такова.

Получается, только организованные посещения?

Да, только группы, оплатившие в госбюджет проведение экскурсии безналично.

И с улицы на выходные к вам попасть нельзя?

Нет, в выходные дни посещения нет. У нас режимная территория. Когда в будние дни проводятся экскурсии, мы встречаем группы, посетители проходят на территорию дворца по спискам по предъявлении паспортов.

В завершение, расскажите, пожалуйста, о своих творческих планах.

Архив будет продолжать создание проектов и тематических каталогов, подготовку музыкально-публицистических вечеров. На второе полугодие 2019 года запланирован вечер, посвященный творчеству Михаила Вавича – тоже забытого певца, и когда-то знаменитой певицы Анастасии Вяльцевой. В начале ХХ века они были популярными и известными исполнителями, а ныне их мало кто знает. На следующий год планируем продолжение темы освоения Арктики, и создание проекта об освоении Антарктиды. К 75-летию Победы готовим проект о партизанах и подпольщиках, уже идет подбор фонодокументов и иллюстративного материала.

 

Спасибо большое за интересное интервью!

299

Cookies помогают нам улучшить наш веб-сайт и подбирать информацию, подходящую конкретно вам.
Используя этот веб-сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем coockies. Если вы не согласны - покиньте этот веб-сайт

Подробнее о cookies можно прочитать здесь