Таньшина Н.П. Школа молодых ученых-2020

 

 

Н.П. Таньшина, доктор исторических наук, профессор кафедры Всеобщей истории Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; ведущий научный сотрудник Лаборатории западноевропейских и средиземноморских исторических исследований исторического факультета Государственного академического университета гуманитарных наук; профессор кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки Московского педагогического государственного университета


Аннотация: в статье анализируется деятельность международной Школы молодых ученых, состоявшейся 9—13 ноября 2020 г., организованной Государственным академическим университетом гуманитарных наук — Институтом всеобщей истории РАН. В центре внимания статьи — анализ основных вопросов, рассмотренных в рамках Школы, связанных с проблематикой войн и революций Нового времени в исторической памяти, поднятых как в лекциях преподавателей Школы, ведущих российских и зарубежных историков, так и в выступлениях участников Школы.

Ключевые слова: Школа молодых ученых, Государственный академический университет гуманитарных наук, Институт Всеобщей истории Российской Академии наук, историческая память, революции и войны Нового времени.

Abstract: The article analyzes the activities of the International School of Young Scientists, held on November 9-13, 2020, organized by the State Academic University of Humanities - the Institute of World History of the Russian Academy of Sciences. The focus of the article is the analysis of the key issues considered in the framework of School-related wars and revolutions of Modernity in the Memory studies, as raised in the lectures of teachers from leading Russian and foreign historians, and the participants of the School.

Keywords: School of Young Scientists, State Academic University of Humanities, Institute of World History of the Russian Academy of Sciences, Memory studies, Revolutions and Wars of Modernity.

 

Этот сложный пандемийный год стал настоящим испытанием для науки и образования, когда всем пришлось перестраиваться на дистанционный формат преподавания, обучения и приобретения, говоря канцелярским языком, «знаний, умений и навыков». Многие запланированные научные мероприятия сначала просто отменялись, а потом стали постепенно переводиться в онлайн-формат. Поэтому прошедшая с 9 по 13 ноября 2020 г. в Калужской области Школа молодых ученых стала редким в этом году мероприятием классического, «доковидного» формата.

«Историческая экспертиза» уже публиковала отчеты о работе двух предыдущих школ. Как и две первые, третья школа молодых ученых была организована Государственным академическим университетом гуманитарных наук совместно с Институтом всеобщей истории РАН. В этом году Школа, как и прежде, была рассчитана на молодых историков, специализирующихся на изучении Новой истории стран Европы и Америки. Школа—2020 стала заключительной в трехлетнем цикле аналогичных мероприятий, организованных в рамках исследовательского проекта «Методы утверждения либеральных ценностей в регионах традиционной культуры в Новое время», поддержанного грантом №14.Z50.31.0045 Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

В 2018 г. Школа была посвящена эпохе революций 1750—1914 гг. в Западной Европе и Средиземноморье; в 2019 г. — феномену контрреволюции. В этом году Школа была посвящена широкому комплексу проблем, связанных с исторической памятью, и носила следующее название: «Войны и революции Нового времени в исторической памяти».

В свое время известный французский исследователь Пьер Нора противопоставлял «историю» и «память» как отрасли научного знания. «История — это всегда проблематичная и неполная реконструкция того, чего больше нет. Память — это всегда актуальный феномен, переживаемая связь с вечным настоящим». Революционные события и масштабные межгосударственные конфликты, происходившие в Новое время, оставили след в исторической памяти многих народов, войдя в сферу сакрального. В международный политический лексикон вошли появившиеся в этот период термины «тори» и «виги», «правые» и «левые», «роялисты» и «республиканцы», «террор», «конституция», «права человека», «народная война», «шовинизм» и многие другие, ныне ставшие общепринятыми. В этот же период происходило формирование наций в странах Европы и Америки. События той эпохи до сих пор вызывают самый живой интерес у историков, политиков и у молодых исследователей, выступивших со своими докладами в рамках Школы.

Акцент был сделан на следующих проблемах: историческая память народов Европы и Америки о войнах и революциях XVII—XVIII в.; влияние Революционной эпохи 1750—1850 гг. на историографические модели; Французская революция как матрица революционных событий в Европе и Средиземноморье XIX—XXI вв.; революции XIX в. в политике памяти европейских государств; формирование образа «Врага» политической пропагандой во времена войн и революций; мемориализация революционных событий в контексте формирования и эволюции национально-государственной идеологии.

Работа Школы, продолжавшейся на протяжении пяти дней, была организована по принципу научного семинара, или, я бы сказала, настоящего научного марафона. Каждый день первые две «пары» были отведены лекциям преподавателей Школы с обязательной дискуссией в конце, затем, после обеденного перерыва, представляли свои доклады участники Школы. В качестве участников Школы выступали как студенты, так и магистранты, аспиранты и даже уже остепененные молодые исследователи. Что касается преподавателей Школы, то это были как участники двух прошлых школ, так и новые коллеги.

После напутствия участникам, произнесенного руководителем Школы, д.и.н., заведующим кафедрой исторического регионоведения исторического факультета ГАУГН, главным научным сотрудником и руководителем лаборатории «Мир в эпоху Французской революции и Наполеоновских войн» ИВИ РАН Александром Викторовичем Чудиновым, вводную, теоретическую лекцию на тему: «Становление и развитие изучения исторической памяти как научного направления», прочитал д.и.н., проф. кафедры всеобщей истории, заведующий НОЦ «Региональное историко-культурное наследие и кросс-культурные связи» Саратовского национально-исследовательского государственного университета А.В. Гладышев, активно разрабатывающий проблематику исторической памяти. Вторая лекция Андрея Владимировича была посвящена более узким сюжетам, а именно образу «казака» в исторической памяти французов.

Если А.В. Гладышев остановился на образе «ужасных казаков» в памяти французов, то А.В. Чудинов, ведущий российский исследователь Французской революции и наполеоновской эры, проблему исторической памяти осветил на примере Египетского похода Наполеона Бонапарта, его очень неоднозначных последствий и восприятия как в историческом, так и обыденном сознании, как со стороны французов, так и со стороны египтян.

Наполеоновская проблематика была продолжена и д.и.н., профессором кафедры Всеобщей истории Института общественных наук РАНХиГС, ведущим научным сотрудником ГАУГН Н.П. Таньшиной, проанализировавшей проблемы исторической памяти на примере исторических личностей. Первая лекция была посвящена Наполеону Бонапарту в исторической памяти и политической культуре Франции сквозь призму «черной» и «золотой» легенд. В центре внимания второй лекции Наталии Петровны — канцлер Российской империи граф К.В. Нессельроде, сорок лет возглавлявший министерство иностранных дел, и причины его непопулярности в исторической памяти и историографии.

В этом году к преподавательскому составу Школы присоединился д.и.н., профессор Тюменского государственного университета С.В. Кондратьев, известный специалист по новой истории Англии. Первая лекция Сергея Витальевича была посвящена коммеморативным истокам Английской революции. В центре внимания второй лекции — один из самых ярких и противоречивых лидеров революции, до сих пор вызывающий споры среди историков, Оливер Кромвель.

Лекции еще одного преподавателя Школы, тоже дебютировавшего в этом году, д.и.н., заведующего кафедрой Новой и Новейшей истории Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета М.В. Белова были посвящены проблемам славяноведения и балканистики. Первая лекция была посвящена судьбе метафоры «славянское братство». В своей второй лекции Михаил Валерьевич также сосредоточился на истории понятий: «”Национальные революции” на Балканах: приключения идеологемы».

Завершил лекционную программу профессор ГАУГН, почетный профессор Университета Йорка Алан Форрест. Общепризнанный специалист по Французской революции и наполеоновской эпохе, А. Форрест прочел онлайн-лекцию на английском языке на тему: «Наполеоновские войны в национальной памяти европейцев».

Характерно, что все лекции были прочитаны по актуальной проблематике преподавателей Школы и стали апробацией монографий, как недавно опубликованных, так и готовящихся к печати.

Что касается выступлений участников Школы, то их проблематика была необычайно широка, как и география представленных университетов: Уральский федеральный университет, Тюменский государственный университет, Уральский государственный педагогический университет, Саратовский национально-исследовательский государственный университет, Северный (Арктический) федеральный университет, Томский государственный университет, Нижегородский государственный университет, ГАУГН, Саратовская государственная юридическая академия.

Среди участников были как новички, так и много ребят, принимавших участие в работе двух предыдущих школ, что свидетельствует о популярности такого формата мероприятий. Это, например, Дарья Митюрева из Тюменского государственного университета, выступившая с докладом «Политическое прочтение "Республики" Жана Бодена в период Английской революции»; аспирантка и ассистент кафедры всеобщей истории и методики преподавания исторических дисциплин Уральского государственного педагогического университета Алевтина Голотина («Битва народов в немецких коммеморативных практиках первой половины XIX века»); кандидат исторических наук, ассистент кафедры востоковедения Уральского федерального университета Татьяна Косых («Путешественники в красных мундирах: британские солдаты в Андалусии 1810-1812 гг.»); младший научный сотрудник ИВИ РАН и ГАУГН Дарья Зайцева («”Черная легенда” о Ж.-Л. Тальене в историографии и в исторической памяти»); магистрант ГАУГН Андрей Неменов (Англо-русская военная экспедиция в Голландию 1799 г.); к.и.н., доцент Саратовской государственной юридической академии, старший научный сотрудник НОЦ «Региональное историко-культурное наследие и кросс-культурные связи» Саратовского национально-исследовательского государственного университета Владимир Еремин («Старый союзник/новый соперник: русская военная сила глазами британских публицистов The Edinburgh Review в 1802—1815 гг.»); младший научный сотрудник ГАУГН, младший научный сотрудник ИВИ РАН Валентина Болт («Русская память об оккупации Франции 1815-1818 гг.»); аспирантка ИВИ РАН, младший научный сотрудник ГАУГН Виктория Верченкова («Французская пресса 1893 г. о столетии обороны Тулона»). Кстати, Виктория в этом году стала победительницей конкурса на стипендии «Фонда Наполеона», президентом которого является известный французский историк Тьерри Ленц, выступавший с лекциями в рамках прошлогодней Школы.

В результате победителей, по традиции, оказалось двое: по версии преподавателей и «учеников» Школы. В результате голосования участников Школы победа досталась к.и.н. Татьяне Косых. Преподаватели же выбрали победительницей студентку бакалавриата Саратовского национально-исследовательского государственного университета Арину Федосееву, выступившую с докладом на тему: «Английская оккупация Франции 1815—1818 гг.». Критериями оценки были не только сами выступления, но и проявленная активность в ходе обсуждения докладов. Все участники Школы получили сертификаты, а победители — одну из последних книг А.В. Чудинова «“Принц” и “цареубийца”. История Павла Строганова и Жильбера Ромма».

Поскольку формат Школы был «неформальным», общение и обмен мнениями были практически нелимитированными, и было отрадно слышать, как после лекций и семинаров ребята продолжали активно обсуждать поднимавшиеся проблемы. На мой взгляд, молодые исследователи получили не только новые знания по проблематике исторической памяти, но и бесценный опыт общения и обмена мнениями, и, что самое важное, приобщения к «ремеслу историка», к жизни исторической корпорации. И я точно знаю, что все покидали Школу с грустью от того, что эти пять дней интенсивной работы пролетели столь стремительно. Для меня же участие в работе Школы — это всегда настоящий праздник общения с коллегами и ребятами, а лекции коллег я слушала с неменьшим интересом, чем ученики Школы. Их успехи и неподдельный интерес к изучаемым сюжетам вселяют оптимизм и чувство уверенности относительно будущего российской исторической науки. Ребятам очень нравится учиться, познавать новое. А ведь историк, как писал Люсьен Февр, это не тот, кто знает, а тот — кто ищет…

183

Cookies помогают нам улучшить наш веб-сайт и подбирать информацию, подходящую конкретно вам.
Используя этот веб-сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем coockies. Если вы не согласны - покиньте этот веб-сайт

Подробнее о cookies можно прочитать здесь