Тиханкина С.А. Рец.: Эдит Ева Эгер. Выбор. О свободе и внутренней силе человека. М.: ООО «Манн, Иванов и Фербер». — 2019. — 344 с.

 

Аннотация: автор подчеркивает ценность книги не только для тех, кто интересуется историей, судьбой узников Аушвица и других концлагерей, но и людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Как найти силы жить в аду, в чем смысл жизни, как научиться жить с прошлым?   

 Ключевые слова: Аушвиц, концлагерь, узник, чувство вины, выбор.

Annotation: the author emphasizes the value of the book not only for those who are interested in history, the fate of the prisoners of Auschwitz and other concentration camps, but also for people who find themselves in difficult life situations. How to find the strength to live in hell, what is the meaning of life, how to learn to live with the past?

Key words: Auschwitz, concentration camp, prisoner, guilt, choice.

Автор: Тиханкина Светлана Анатольевна, кандидат философских наук, руководитель образовательных программ НПЦ «Холокост», аналитик МНОЦ истории Холокоста и геноцидов РГГУ

 

«Человек не рождается для ненависти. Он рождается для любви и радости». Эти слова принадлежат Эдит Еве Эгер, автору книги «Выбор».  Человеку, выжившему в лагере смерти и потерявшему там своих родителей; почти умершей в Гунскирхене, филиале Маутхаузена, где она оказалась вместе с сестрой, после того как маршем смерти их отправили из Аушвица подальше от наступающей Красной армии. Человеку, которого американский солдат достал из горы трупов, чудом уловив в ней признаки жизни.

          Каждый раз, читая воспоминания выживших в нацистских лагерях, пытаешься понять, почему одни выживали, а другие «сдавались», быстро теряли силы (прежде всего, духовные) и погибали. Где и в чем в этих условиях человек черпал силы для выживания?

          Книга Эдит не только о прошлом, вернее она совсем не о прошлом, а о том, как освободиться от боли и страдания, как стать счастливым и сделать счастливыми окружающих тебя людей; о том, что даже в аду есть место доброте, героизму, милосердию; о том, как «худшее выявляет в нас лучшее».

          Доктор Эгер одна из немногих, кто может рассказать об ужасах концентрационных лагерей. Своими воспоминаниями она говорит читателю, что в любой ситуации у человека всегда есть выбор.  

          Эдит родилась в Венгрии, занималась танцами и гимнастикой, строила планы на будущее, мечтала о любви. Она была совсем юной девушкой, когда ее вместе с семьей в 1944 году отправили в Аушвиц.

          Всю жизнь она испытывала чувство вины, считая, что виновата в смерти матери. На вопрос Менгеле во время селекции, кем она приходится девушке – матерью или сестрой, Эдит произнесла слово «мама». Тогда они еще не знали, как надо было отвечать, почему их разделяют – одних направо, других налево.

          Родители девушки погибли в первый день прибытия венгерских евреев в Аушвиц. Но рядом была сестра, ради которой и благодаря которой Эдит выжила.

          В книге доктор Эгер описывает, как они поддерживали друг друга, на какие поступки решались, чтобы не расставаться, чтобы быть всегда рядом, что им пришлось пережить не только в лагере, но и во время марша смерти, и после освобождения.

          Танцуя перед доктором Менгеле, уничтожившим ее мать, девушка нашла в себе силы думать не о том, что перед ней матерый убийца, а жалкий человек, которому придется жить с тем, что он сделал, что он больший узник, чем она сама.

          Правила выживания в Аушвице вполне применимы и в сегодняшней жизни: конкуренция и доминирование - это путь в никуда. Для того чтобы выжить, надо сотрудничать, переступить через свои потребности и посвятить себя кому-то или чему-то за пределами себя. Эдит посвятила себя сестре и надежде снова увидеть любимого человека.

          Доктор Эгер описывает узницу, которая ждала, что лагерь освободят к Рождеству, вела календарь, считала дни, а затем и часы. Умерла она на следующий день после Рождества. Освободители не пришли, и она потеряла веру, не смогла жить дальше.

          Здесь вспоминается смерть Анны Франк в Берген-Бельзене, где она оказалась после Аушвица. Очевидцы вспоминают, что Анна боролась за жизнь до тех пор, пока ей не сообщили о смерти сестры. Потеряв всех родных, она утратила смысл жизни. Не знала Анна, что ее отец Отто Франк уже освобожден Красной армией из Аушвица и даже написал письмо матери на лагерном бланке о том, что «его спасли и выходили русские».

          Эдит все время твердила себе: «Если сегодня выживу, завтра буду свободна».

          Она выжила, но свободной, свободной от травмы, от потери, насилия, смерти, она так до конца и не стала. Ей, как и другим выжившим, своим молчанием удалось создать «пузырь для существования». Ей казалось, что если спрятать прошлое под замок, то она и ее семья окажутся в безопасности и все будут счастливы. Она пыталась строить будущее, не обременяя его воспоминаниями о пережитом.

          Но вопросы, чувство вины постоянно были с ней. Почему я? Почему выжила именно я? Эдит искала этому объяснение и не находила.

          И если в лагере была цель выжить, то на свободе оказалось сложнее найти надежду и цель.

          Доктор Эгер пыталась ответить на вопрос с мая 1945 г. – дня освобождения из Гунскирхена: по какой причине многие спасенные заключенные возвращались на территорию лагерей и продолжали жить в грязных, зараженных, прогнивших бараках? Получается, они только затем и выходили за лагерные ворота, чтобы день ото дня возвращаться на место своего заключения?

          Что заставляет освобожденных узников отказываться от свободы? Психологи называют это синдромом выученной, или приобретенной, беспомощности. Не зная, что делать с долгожданной свободой, бывшие узники в прострации разбредались из мест своего заключения, а затем возвращались, проходили через лагерные ворота обратно, входили в бараки и отрешенно сидели на нарах.

          Выдержав заключение, испытав на себе процесс расчеловечивания, будучи полностью растоптанной пытками и голодом, пройдя сквозь немыслимые потери, Эдит приходит к убеждению, что единственный путь реализовать свою свободу выбора — это жить настоящим.

          Она выбрала жизнь не ради мести, а ради дня сегодняшнего. Она не захотела жить в тюрьме прошлого, быть жертвой, а научилась прощать, жить яркой и насыщенной жизнью. Главный посыл книги доктора Эгер в том, что мы можем выбирать, быть ли собственными тюремщиками или быть свободными.

          Сегодня, в  возрасте девяноста двух лет, доктор Эгер ведет активную психологическую практику, входит в преподавательский состав Калифорнийского университета и регулярно читает лекции по всей Америке и за границей. Несмотря на то, что она известный психотерапевт и помогает другим преодолеть травмы, в ее памяти продолжают жить кошмары: избиения, бомбежки, селекция, смерть, столбы дыма, поднимавшиеся к небу.

Ее прошлое не исчезло, но она научилась с ним жить. Это прошлое дает ей понимание жизни, понимание того, что она выжила благодаря надежде -  надежде увидеть освобождение, увидеть свободу. И все это благодаря умению прощать.

          Книга «Выбор», написанная выжившей в Аушвице  - это, прежде всего, книга о смысле жизни. Смысл жизни самой Эдит заключается в фразе: «У меня семь правнуков — и это моя главная месть Гитлеру».

431

Cookies помогают нам улучшить наш веб-сайт и подбирать информацию, подходящую конкретно вам.
Используя этот веб-сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем coockies. Если вы не согласны - покиньте этот веб-сайт

Подробнее о cookies можно прочитать здесь