Хавкин Б.Л. От «Протоколов сионских мудрецов» до «Майн кампф»: Еще раз о происхождении антисемитской идеологии германского нацизма

 

Аннотация

В статье на основе анализа контекста и текста книги Гитлера «Майн Кампф» доказывается, что эта «библия для нацистов» и квинтэссенция нацистского антисемитизма была идеологически основана на фальшивых «Протоколах сионских мудрецов»

Ключевые слова

«Майн Кампф», «Протоколы сионских мудрецов», нацизм, антисемитизм, «преодоление прошлого»

 

Разоблачение нацистской идеологии, в основе которой лежит антисемитизм, – эта не только научная, но и актуальная политическая задача. В принятой 18 декабря 2015 г. Генеральной ассамблеей ООН «Резолюции о ликвидации расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и нетерпимости, а также против героизации нацизма» отмечается обеспокоенность в связи с «распространением во многих частях мира различных экстремистских политических партий, движений и групп, включая группы неонацистов и “бритоголовых”, а также расистских экстремистских движений и идеологий»[1].

Для борьбы с современными проявлениями нацизма необходимо знать его исторические корни, формы и источники. Эти корни уходят в историю гитлеровского национал-социализма, а формы напоминают нацистское движение 20-х начала 30-х годов ХХ в.

Одним из центральных источников идей нацизма является книга Гитлера «Майн Кампф» - «Моя борьба». О ее значении современный немецкий историк Э. Йеккель писал: «Никогда до Гитлера политик, еще до прихода к власти, так точно ни описывал то, что он будет делать. Если бы не это обстоятельство, ранние заметки, речи и книги Гитлера представляли бы интерес лишь как факты его биографии. Лишь попытка осуществления этих планов подымает их до уровня исторического источника»[2].

Книга Гитлера это не только важнейший источник по истории и идеологии национал-социализма, это квинтэссенция нацистского антисемитизма. Разоблачение нацистского антисемитизма предполагает правдивый, основанный на знании текстов, фактов, событий, критический рассказ о нем. Этот рассказ не возможен без научного анализа «Майн Кампф».

«Рассуждая о “Майн Кампф”, следует помнить, что с этой книги началась дорога, приведшая в Аушвиц», - отмечала профессор политической теории и истории идей университета г. Пассау (ФРГ) Барбара Цейнпфенниг[3]. Чтобы изучить эту дорогу, приходится, преодолевая величайшее омерзение, взять в руки эту «библию для нацистов».

 В мире вряд ли есть еще хотя бы одна такая книга, которая была бы столь мифологизирована, окутана аурой запрета и таинственности, вызывала сильнейшие страхи и отвращение, пробуждала любопытство и провоцировала разного рода спекуляции. В силу ее символического значения, демифологизация сооруженных в ней мифов – это не только научная задача историков, но и их вклад в политическое просвещение молодежи.

Книга «Майн Кампф» развратила поколение немцев 1930=х – 1940=х годов и стала главным идеологическим обоснованием нацизма и развязанной им Второй мировой войны, которая унесла более 55 млн человеческих жизней, из которых 6 млн были евреями. Эта книга привела к национальной катастрофе не только евреев как главных жертв нацистского геноцида, но и осуществлявших Холокост немцев, которые потеряли во Второй мировой войне более 14 млн чел. и в 1945-1949 гг. утратили свою государственность[4].

«Майн Кампф» создавалась в 1924-1926 гг. и состояла из двух томов. Если 1=й том представляет собой сильно стилизованную биографию Гитлера, а также историю Национал-социалистической германской рабочей партии (НСДАП) и ее предшественницы Германской рабочей партии, то 2-й том содержит программные установки национал-социализма. Большая часть 1-го тома была продиктована Гитлером Э. Морису и Р. Гессу во время заключения в крепости-тюрьме Ландсберг после неудачной попытки «пивного путча» в Мюнхене в ноябре 1923 г. 2-й том Гитлер писал уже после освобождения, находясь в своем доме в Оберзальцберге.

До 1933 г. книга Гитлера в Германии продавалась довольно вяло. Однако после назначения «богемского ефрейтора» германским рейхсканцлером в январе 1933 г. продажи его книги резко выросли. Вскоре «Майн Кампф» стала бестселлером; до 1945 г. она была переведена на 14 языков, ее тиражи составили 12,5 млн экземпляров[5]. Эта книга проникла почти в каждый немецкий дом. «Майн Кампф» всех видов и форматов — от дешевых «народных» до дорогих подарочных изданий в качестве обязательной литературы выдавалась бесплатно не только «товарищам по партии», но и c 1936 г. — молодоженам при бракосочетании вместо Библии. «Откровениями фюрера» награждали лучших выпускников школ, образцовых членов «Гитлерюгенда», «Союза немецких девушек», «Национал=социалистического союза студентов», ударников «Трудового фронта», отличников партийных школ НСДАП и СС, передовых рабочих, словом, всех, кто был «предан родине и фюреру, боролся за дело Великой Германии и торжество арийской расы». Даже после Второй мировой войны и денацификации экземпляры этой книги, часто с неразрезанными страницами, сохранились во многих немецких семьях.

Ещё до войны появились английский, французский, русский и другие переводы «Майн Кампф»; было продано около 500 тыс. экземпляров на иностранных языках.

Английский писатель Дж. Оруэлл, в 1940 г. реагируя на появление английского издания книги, сделал точное замечание: «Зная содержание книги “Майн Кампф”, трудно поверить, что взгляды и цели Гитлера серьезно изменились. Когда сравниваешь его высказывания, сделанные год назад и пятнадцатью годами раньше, поражает косность интеллекта, статика взгляда на мир. Это застывшая мысль маньяка, которая почти не реагирует на те или иные изменения в расстановке политических сил… Фашизм и нацизм, какими бы они ни были в экономическом плане, психологически гораздо более действенны, чем любая гедонистическая концепция жизни. То же самое, видимо, относится и к сталинскому казарменному варианту социализма»[6].

В 1933 г. в СССР ограниченным тиражом «для служебного пользования» партийной элиты ВКП (б) был издан русский перевод «Майн Кампф». Автором перевода был Г.Е. Зиновьев – ближайший соратник В.И. Ленина и бывший лидер Коминтерна, который переводил Гитлера, находясь в ссылке в г. Кустанай в Казахстане[7]. Перевод был снабжен комментариями и издан в виде книги без выходных данных с обложкой светло-горчичного цвета с черной свастикой в верхнем левом углу.

Этот перевод «Майн Кампф» внимательно изучал И.В. Сталин: в его библиотеке сохранился экземпляр с его рукописными пометами[8]. В фонде «всесоюзного старосты» М.И. Калинина также сохранился экземпляр книги Гитлера в русском переводе. Калинин, прочитав «Майн Кампф», оставил несколько десятков помет, обнаруживающих его неподдельный интерес. На первом листе книги он написал: «Многосложно, бессодержательно... для мелких лавочников»[9].

Перевод Г.Е. Зиновьева цитировал Н.И. Бухарин, выступая 28 января 1934 г. на XVII cъезде ВКП (б): «В своей вербовочной книжке “Майн Кампф” (“Моя борьба”) Гитлер писал: “Мы заканчиваем вечное движение германцев на юг и на запад Европы и обращаем взор к землям на восток. Мы кончаем колониальную торговую политику и переходим к политике завоевания новых земель. И когда мы сегодня говорим о новой земле в Европе, то мы можем думать только о России и подвластных ей окраинах. Сама судьба как бы указала этот путь. Предав Россию власти большевизма, она отняла у русского народа интеллигенцию, которая до этого времени создавала и гарантировала его государственное состояние. Ибо организация русского государства не была результатом государственной способности славянства в России, а только блестящим примером государственно=творческой деятельности германского элемента среди низшей расы»[10].

Русский текст «Майн Кампф» стал широко распространяться на излете существования СССР и в постсоветской России. В это время было осуществлено, по меньшей мере, 4 русских издания книги Гитлера[11]. В период кризиса коммунистической идеологии, советской государственности и обострения межэтнических противоречий некоторые тезисы этой книги вновь активно использовались антисемитами; причем, как антидемократами, так и антикоммунистами: «Марксизм есть не что иное, как политика евреев, заключающаяся в том, чтобы добиться систематического уничтожения роли личности во всех областях человеческой жизни и заменить ее ролью “большинства”. Этому соответствует в политической области парламентарная форма правления, несчастные последствия которой мы видим повсюду, начиная с крошечного муниципалитета и кончая руководящими органами государства; а в экономической области этому соответствует профсоюзное движение, которое ныне совершенно не заботится об интересах рабочего, а служит только разрушительным планам интернационального еврейства».

Почти свободное хождение в России нацистской литературы вызывало справедливый гнев общественности и обеспокоенность государства. В итоге в России «Майн Кампф», в отличие от других гитлеровских текстов[12], была запрещена. 13 апреля 2010 г. эта книга была внесена в Федеральный список экстремистских материалов под номером 604.

Однако если бы русские издатели в погоне за сомнительным коммерческим успехом не издавали бы «Майн Кампф», вольно или невольно пропагандируя человеконенавистнические взгляды Гитлера, а соблюдали бы международные нормы, регулирующие авторские и издательские права, то в России эту скандальную книгу не пришлось бы запрещать: русские издания печатались без соблюдения соответствующих международных правовых норм.

Дело в том, что до 1945 г. издательские права на книгу Гитлера принадлежали баварскому партийному издательству НСДАП «Франц Эйер». В 1945 г. после самоубийства Гитлера, тотального разгрома нацистского режима, ликвидации НСДАП и всех ее структур права на книгу перешли к американской военной администрации в Германии, которая в 1946 г. передала их Свободному государству Бавария.

С 2016 г., после истечения 70=летнего срока действия этих прав, юридический механизм, препятствовавший изданию «Майн Кампф», утратил свою силу. После долгих дискуссий, Институтом современной истории в Мюнхене (филиал в Берлине) было подготовлено научное, снабженное подробными критическими комментариями издание «Майн Кампф»[13].

Историки «утопили» текст Гитлера в комментариях – в этом, собственно, и состояла суть их работы. Более 5000 подробных научных комментариев в сухом энциклопедическом стиле даны чуть ли не к каждому абзацу текста. «В итоге книга будет не пропагандировать, а осуждать нацизм», – уверен директор Института современной истории А. Виршинг[14].

«Майн Кампф» - «это книга интернационального антисемита, и кто взял ее в руки, должен учитывать предпосылки, из которых она исходит», - еще в 1932 г. отмечал один из первых критиков нацизма Конрад Гейден[15].

Каковы эти предпосылки?

Современный немецкий философ Х. Глазер считает, что понять причины возникновения, развития и успеха национал-социализма можно лишь на основе изучения истории менталитета и психоистории. Корни нацизма «уходят глубоко в ХIХ в., когда “немецкий дух” пережил много перевоплощений, которые в дальнейшем Гитлер использовал в своих целях», создав идеологию маленького человека, обывателя-антисемита, страдающего одновременно комплексом неполноценности и манией величия. Воплощением этой идеологии был сам Гитлер[16].

Гитлеру был присущ зоологический расизм, основанный на крайнем антисемитизме. Антисемитизмом был самой сильной страстью в жизни Гитлера. Ненавистью к евреям были проникнуты все его политические высказывания: от первых речей в мюнхенских пивных («евреи нанесли сражавшейся на фронтах Первой мировой войны Германии удар ножом в спину») до политического завещания, в котором Гитлер призвал по-прежнему оказывать «жестокое сопротивление мировому отравителю всех народов, международному еврейству».

Гитлер был убежден, что евреи якобы поставили себе целью поработить другие народы, прежде всего немецкий, и для этого составили всемирный заговор. «Нутром, если не рассудком, Гитлер верил в реальность еврейского мирового заговора», – пишет К. Гейден[17]. Однако никакого мирового еврейского заговора не существовало, что недвусмысленно продемонстрировали трагические события предвоенных и военных лет.

Обвиняя евреев во всемирном заговоре, Гитлер, противореча сам себе, утверждает: «Евреи единодушны лишь до тех пор, пока им угрожает общая опасность или пока их привлекает общая добыча. Как только исчезают эти два импульса, сейчас же вступает в свои права самый резко выраженный эгоизм. Народ, который только что был единодушным, тут же превращается в стаю голодных грызущихся друг с другом крыс».

Автор «Майн Кампф» несколько раз на разные лады повторяет эту нелогичную и, по сути, отрицающую всемирный еврейский заговор мысль. Например, он пишет: «Все то, что мы имеем теперь в смысле человеческой культуры, в смысле результатов искусства, науки и техники – все является почти исключительно продуктом творчества арийцев». Но ведь это очевидная неправда. Несмотря на значительный вклад немцев в развитие цивилизации, все же они в этом смысле отнюдь не опережают другие народы и расы. А если говорить о евреях, то как раз их вклад в культуру Германии огромен: из 38 Нобелевских премий, полученных немецкими учеными в 1905-1936 гг., как минимум 14 было присуждено немецким евреям.

Обвинять, как это делает Гитлер, евреев в том, что они «примазывались» к другим народам для того, чтобы плодотворно развивать науку и культуру этих народов, – есть проявление собственной неполноценности, гнусной неблагодарности и патологической зависти. Все достоинства, которыми Гитлер наделяет арийцев, еще в большей мере присущи евреям.

К. Гейден отмечает, что Гитлер принял на вооружение как раз те методы, которые авторы его любимой книги - сочиненных русской царской охранкой и чрезвычайно популярных в 1920-1930=е годы в Германии «Протоколов сионских мудрецов» приписывали мифическим еврейским заговорщикам. (В современной России «Протоколы сионских мудрецов» входят в Федеральный список экстремистских материалов под № 1496).

Признать «Протоколы» фальшивкой был вынужден даже «наследственный антисемит» царь Николай II. Знаменитый «охотник за провокаторами» Владимир Бурцев, доказавший подложность «сионских протоколов», утверждал, что Николай II унаследовал свой антисемитизм от отца, Александра III, убежденного антисемита, несомненно, много сделавшего для развития в России ненависти к евреям. «Для Николая II борьба антисемитов с евреями была, очевидно, "чистым делом"!.. Антисемиткой была и императрица Александра Федоровна. Она до конца своей жизни верила в подлинность "Протоколов" и увлекалась немецкой свастикой. Это ее связывало и с тогдашним немецким довоенным антисемитизмом, который так пышно развился впоследствии при Гитлере. Ее отношение к "Протоколам" было едва ли не единственным пунктом ее разногласия с Николаем II»[18].

Бывший начальник петербургского охранного отделения генерал К.И. Глобачев свидетельствовал, что в 1905 г. «Чтение "Протоколов" произвело очень сильное впечатление на Николая II, который с того момента сделал их как бы своим политическим руководством. Характерны пометки, сделанные им на полях представленного ему экземпляра: "Какая глубина мысли!", "Какая предусмотрительность!", "Какое точное выполнение своей программы!", "Наш 1905 год точно под дирижерство мудрецов", "Не может быть сомнений в их подлинности", "Всюду видна направляющая и разрушающая рука еврейства"». Премьер-министр П.А. Столыпин приказал произвести секретное расследование происхождения этого документа. Дознание установило подложность «Протоколов» и их авторов. Столыпин доложил об этом Николаю II, который был глубоко потрясен. На докладе деятелей «Союза Русского Народа» о возможности использовать «Протоколы» для антиеврейской пропаганды царь написал: «Протоколы изъять, нельзя чистое дело защищать грязными способами»[19].

К 1918 г. фальшивые «Протоколы» вышли в России в свет в шестой раз. Но только после убийства Романовых эта книга превратилась в символическое «доказательство реальности» существования «всемирного еврейского заговора». «Пожалуй, никакое другое событие этого периода не способствовало в такой мере распространению антисемитизма и популяризации пресловутых “Протоколов сионских мудрецов”», - писал о екатеринбургской трагедии американский историк Ричард Пайпс[20].

 «Протоколы сионских мудрецов» - это фальшивка, которая, по словам британского историка Нормана Кона, дала Гитлеру «благословение на геноцид». В Германию «Протоколы» привезли в конце 1918 г. русские эмигранты-черносотенцы Федор Винберг и Петр Шабельский-Борк. В Берлине на них обратил внимание издатель реакционного националистического журнала «Ауф форпостен» («На посту») Людвиг Мюллер фон Гаузен (псевдоним Готтфрид цур Бек). Так русское черносотенство объединилось с германским национализмом: их роднил погромный антисемитизм. В 1919 г. Готтфрид цур Бек небольшим тиражом издал «Протоколы» на немецком языке[21].

Эмигрант из России Альфред Розенберг, который стал идеологом гитлеровской партии и главным редактором нацистской газеты «Фёлькишер беобахтер» («Наблюдатель из народа»), предпринял массовое издание «Протоколов». Они были изданы огромными тиражами и стали одной из любимых книг Гитлера: он принял как откровение начертанный в «Протоколах» абсурдный план заговора с целью достижения господства над миром и попытался его реализовать[22]. Нацистский «фюрер» использовал как раз те методы, которые авторы «Протоколов» приписывали мифическим еврейским заговорщикам. При деконструкции мифа гитлеровской книги «Майн Кампф», аналогии между «нацистской библией» и «Протоколами» можно заметить почти на каждой странице[23]. Действительно, если целью Гитлера было мировое господство, то для достижения этой цели он мог «безжалостно» (одно из его любимых словечек) пользовался методами и уловками, идентичными тем, которые антисемиты приписывали вымышленным сионским мудрецам[24].

Антисемитизм пронизывает всю книгу Гитлера: в ней нет ни одного раздела, где бы не затрагивался еврейский вопрос. Антисемитизм Гитлера был зоологическим, расовым. Он основывался на биологической ненависти к евреям. «Евреи были и есть те, кто привозит на берега Рейна негра, - все с той же задней мыслью и откровенной целью – наплодить ублюдков и разрушить тем самым ненавидимую им белую расу, свергнуть ее с культурной и политической высоты, а самим возвыситься до ее хозяев”»[25].

Еврей никогда не сможет стать немцем: у него другая кровь. «Национальность и раса заключена в крови, а не в языке. Смешение крови в германском государстве можно остановить, лишь удалив из него все неполноценное. Ничего хорошего не произошло в восточных районах Германии, где польские элементы в результате смешения осквернили германскую кровь. Германия оказалась в глупом положении, когда в Америке широко распространилось мнение, будто иммигранты из Германии сплошь являются немцами. На самом же деле это была "еврейская подделка немцев"»[26].

Разглагольствования Гитлера о том, что волк, мол, спаривается с волчицей, а голубь с голубкой и поэтому немка не имеет права родить от еврея, могут вызвать только ухмылку: «чистых» рас и народов в природе вообще нет, а от кого ей рожать, немка, как любая свободная женщина, должна решать сама.

Расовый аспект гитлеровского антисемитизма дополняется сексуальным. Представьте себе такую сцену, рожденную больным воображением Гитлера: «Молодой еврей с чёрными глазами и лицом, озарённым сатанической радостью, часами выслеживает молодую немецкую девушку, не подозревающую об опасности, чтобы затем осквернить ее своей кровью». Весьма сомнительно и утверждение Гитлера, что во время Первой мировой войны «евреи, после ухода немцев на фронт немедленно заняли их места в освободившихся постелях».

Гитлер видел в сексуальных связях немок и евреев (впрочем, как и в связях немцев с еврейками) проявление еврейского заговора с целью подорвать арийские корни германцев, ослабить их и подчинить евреям. Излишне говорить, что никакого «сексуального заговора» евреев не было и не могло быть.

В конце 1920-х годов смешанных еврейско-немецких браков в Германии было немало: до 45%. Однако это свидетельствовало не о еврейской «сверхсексуальности» или стремлению к «порче» арийской расы, а растущей эмансипации немецких евреев, их интеграции в немецкое общество, которое относилось к немецким евреям (в отличие от польских и литовских «остюден») весьма толерантно. 

Если традиционный христианский антисемитизм был религиозным, то антисемитизм автора «Майн Кампф» имел также и социальный характер. Евреи, по мнению Гитлера, паразитируют на культуре других народов; они захватывают ведущие позиции в торговле, финансах, средствах массовой информации, науке, образовании, искусстве. Гитлер обвинял евреев в подрыве немецкой экономики и национальных культурных традиций, а значит и основ германской национальной государственности. Отсюда вывод: «любой человек, имеющий еврейскую кровь до третьего поколения, является врагом арийской расы и подлежит уничтожению или изгнанию из пределов цивилизованного мира».

«В свое время Гитлер был потрясен, прочитав “Протоколы сионских мудрецов”: какой опасный, вездесущий, скрытный враг!», - отмечал президент сената Свободного города Данцига в 1933-1934 гг. Г. Раушнинг, записывавший высказывания нацистского фюрера. Гитлер говорил, что он «сразу понял, что можно взять у них (у евреев. – Б.Х.) — конечно, переработав по-своему. Подумайте только: вот эти люди, они вечно в движении — а вот мы с нашей новой религией вечного движения. Как похоже, и в то же время, какое различие! Вот где необходим решительный бой за судьбу всего мира!». Раушнинг спросил Гитлера, не переоценивает ли он евреев. «Нет, нет! — ответил Гитлер. — Такого противника, как евреи, невозможно переоценить». Раушнинг заметил, что «Протоколы сионских мудрецов» — явная фальшивка. «Ну и что?» — рассержено воскликнул Гитлер. Он сказал, что его совершенно не волнует, являются ли «Протоколы» подлинными в историческом смысле. Тем более убедительна для него их внутренняя истинность. «Евреев нужно уничтожать их же собственным оружием. Я убедился в этом, когда прочел "Протоколы"». Раушнинг спросил: «"Протоколы" вдохновили вас на борьбу?» Гитлер ответил: «Конечно, вплоть до мельчайших деталей. Я чрезвычайно многому научился из этих "Протоколов". Я всегда учился у своих противников»[27].

По мнению Раушнинга, "Протоколы" были для Гитлера основным руководством в осуществлении его политики; в 30-е годы были написаны три книги, которые показывали, как во всех деталях нацистская политика следовала изложенному в "Протоколах" плану, - отмечал Норман Кон[28].

Антисемитизм в своих экстремальных проявлениях стал в гитлеровском рейхе не просто государственной политикой, но самой основой государства, целью которого было господство «арийской расы». Для консолидации «арийского народного сообщества» нацистам нужен был «вечный враг нации», роль которого со средних веков традиционно отводилась евреям.

Нацисты опирались на богатые традиции немецкого антисемитизма. Однако со времен Крестовых походов и проповедей Мартина Лютера ситуация в Германии изменилась. Несмотря на религиозный, бытовой и «кафедральный» антисемитизм Генриха фон Трейчке, Евгения Дюринга, Артура Шопенгауэра и им подобным, в конце ХIХ - начале ХХ вв. евреи стали полноправными гражданами рейха, полностью интегрированными во все сферы жизни немецкого общества. Веймарская Конституция 1919 г., автором которой был сын еврейского коммерсанта юрист и политик Гуго Пройс, отменила всякую дискриминацию евреев.

По данным главного управления службы безопасности СС, в 1933 г. в Германии жили 672 тыс. евреев, из которых 515 тыс. исповедовали иудаизм. Таким образом, на год прихода нацистов к власти евреи составляли чуть больше 1% населения Германии, насчитывавшего более 65 миллионов человек[29].

Несмотря на столь малый процент населения, евреи до прихода нацистов к власти играли заметную роль в общественно-политической, деловой, научной и культурной жизни страны. Немецкие граждане «Моисеевой веры» занимали 12% должностей преподавателей университетов, еще 7% преподавателей были крещёные евреи. В 1925 г. в Германии 26 % всех юристов (из них 16,2% адвокатов), 15 % врачей, 5% литераторов и редакторов были евреями. 80% универмагов всей Германии принадлежало евреям[30].

Существует мнение, что именно евреи не приняли юного Адольфа Гитлера в Венскую академию художеств. (Кто знает, если бы Гитлер стал не «фюрером» Третьего рейха, а посредственным австрийским художником, может быть, и не было бы «окончательного решения еврейского вопроса»). Но нет, ничего о евреях-профессорах, «зарубивших на корню» «гениального молодого художника-арийца» Гитлер не пишет. В «Майн Кампф» есть только бездоказательные демагогические обвинения в адрес евреев: «Евреи живут, как паразиты, на теле других наций и государств». (Будто древние евреи по своей воле лишились своего государства и ушли в изгнание. Что касается Германии, то евреи жили в германских землях еще со времен Римской империи, когда еще и германских государств не было).

Гитлер, повторяя Шопенгауэра, утверждает, что «евреи являются величайшими виртуозами лжи. Все существование еврея толкает его непрерывно ко лжи. То же, что для жителя севера теплая одежда, то для еврея ложь». По мнению Гитлера, оказывается, что главной ложью евреев является то, что они «выдают себя за религиозную общину, а надо бы им признать, что они особый народ».

Если это и так, если евреи – это не только религиозная, но этническая общность, если люди еврейского происхождения есть и среди христиан (Иисус Христос) и среди атеистов (Спиноза), то какой вред это принесло немцам? Только тот, что евреи внесли свой выдающийся вклад в немецкое предпринимательство, науку и культуру.

Среди наиболее известных в Германии и мире еврейских имен были промышленники Р. Геснер и Ф. Мандель, банкиры О Вассерман и М. Варбург, философы Г. Коген и Э. Гуссерль, социолог Г. Зиммель, математики Г. Кантор, Г. Минковский, бактериолог П. Эрлих, химик Ф. Габер, физики А. Эйнштейн, М. Борн, Д. Франк, О. Штерн, Ф. Блох, О. Вигнер, Г. Бете, Д. Габор, Л. Сциллард, Э. Теллер, медики Б. Хаин и Г. Кребс, художник М. Либерман, писатели Э. Людвиг, Л. Фейхтвангер, А. Цвейг, режиссеры М. Рейнхардт и Г. Фукс. Евреи были идеологами и лидерами социал-демократов и коммунистов: К. Маркс, Э. Бернштейн, В. Адлер, Г. Хаазе, Э. Толлер, К. Эйснер, Э. Левине. Значительное число евреев занимало видные посты в правительстве Веймарской республики и в правительствах германских земель: В. Ратенау, Г. Ландауэр, О. Ландсберг, Г. Пройс.

Существует «теория зависти», по которой именно успехи евреев порождали зависть неудачников и антисемитизм. Именно антисемитом-неудачником был Гитлер первую половину своей жизни. 

Абсолютно беспочвенны утверждения Гитлера, что во время Первой мировой войны немецкие евреи в большинстве своем отсиживались в тылу. Неумолимая статистика говорит об обратном: с 1914 по 1918 годы в кайзеровской армии было 96 тыс. евреев, из них 80 тыс. сражались на фронте. 10 тыс. евреев ушли в армию добровольно, 2000 было произведено в офицеры, 19 тыс. – в унтер-офицеры. В армии служили 30 военных раввинов[31]. «Имперский союз фронтовиков-евреев», объединял около 55 тыс. ветеранов. Этот союз возглавлял выдающийся немецкий химик и физик, кавалер Железного креста I-й степени капитан Лео Лёвенштайн.

Немецкие евреи были не меньшими патриотами Германии, чем сами немцы. 35 тыс. немецких евреев-воинов были награждены орденами и медалями, из них 18 тыс. – Железным крестом. Точно таким же, каким был награжден и ефрейтор Адольф Гитлер, награду которому вручал его командир - лейтенант Хуго Гутман, еврей и кавалер Железных крестов I-й и II-й степени.

Интересно отметить, что за 6 лет военной службы Гитлер так и не стал унтер-офицером. «У ефрейтора Гитлера не было никаких качеств руководителя», - отмечал его командир.

Кавалерами ордена «Железный крест» были евреи-асы кайзеровских люфтваффе, Вильгельм Франкль, Фриц Бекхардт, Вилли Розенштейн, Фридрих Рюденбург, Бертольд Гутман. Летчик лейтенант Йозеф Цюрндорфер, погибший в бою19 сентября 1915 г., в завещании писал: «Я пошел на войну как немец, чтобы защитить мою страну, попавшую в беду. Но также и как еврей, чтобы добиться полного равноправия моих братьев по вере»[32].

Всего, защищая кайзеровскую Германию, погибли 12 тыс. немецких солдат и офицеров-евреев и еще 32 тысячи получили тяжелые ранения или были отравлены газами. Это больше, чем погибло евреев во всех войнах, которые вел Израиль.

Российская общественность встретила переиздание в ФРГ главной книги Гитлера неоднозначно.  «То, что в Германии издают такую книжку, конечно, возмутительно», - подчеркнула глава Московской Хельсинкской группы и член президентского Совета по правам человека Л.М. Алексеева. Однако, по словам старейшей российской правозащитницы, «и у нас - в стране, победившей фашизм, - также издавалась, продавалась, распространялась абсолютно фашистская литература. Как вы заметили, слава Богу, мы не стали фашистским государством. Так что не нужно так думать, что если в Германии какое-то издательство частное издает книгу, то Германия повернулась к фашизму - ничего подобного», - подчеркнула Л.М. Алексеева[33].

Президент фонда «Холокост» А.Е. Гербер о переиздании «Майн Кампф» высказалась так: «Очень долгие годы Германия на это не решалось, книга была запрещена. Много лет потребовалось стране, чтобы повернуть своих людей спиной к тому периоду. Было непонимание того, что все-таки произошло, был комплекс побежденной страны. Должно было появиться новое поколение, которое смогло посмотреть на это открытыми глазами. Произошла гигантская работа, и только сейчас они наконец решились издать “Майн Кампф”. Но как? Для того, чтобы это не звало за собой, а вызвало отторжение, чтобы от этого отталкивались. Сделать это удалось с помощью настоящей, колоссальной научной и исторической работы. Комментарии — это достаточно серьезная работа ученых, журналистов и писателей, а ведь это половина книги. Благодаря комментариям сделано так, чтобы то, что было написано в книге, было воспринято не с восторгом, а с отторжением»[34].

«Это мерзость, это гадость, которую невозможно запретить и нельзя не знать взрослому образованному человеку», - кратко сформулировал свое отношение к изданию «Майн Кампф» руководитель Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России раввин Барух Горин[35]. Пожалуй, лучше, чем мудрый раввин, не скажешь. Тоже самое можно сказать и о «вдохновлявших» Гитлера «Протоколах сионских мудрецов».

 

* Хавкин Борис Львович – доктор исторических наук, профессор ИАИ РГГУ, член редколлегии журнала «Новая и новейшая история».

[1] Генассамблея ООН приняла резолюцию РФ о борьбе с героизацией нацизма. - http://ria.ru/world/20151218/1344137996.html (дата обращения 10.06.2020).

[2] Jaeckel E. Hitlers Weltanschauung. Stuttgart, 1981.

[3] Zehnpfennig B. Ein Buch mit Geschichte, ein Buch der Geschichte: Hitlers «Mein Kampf». - Aus Politik und Zeitgeschichte, 2015, № 43-45, S. 17.

[4] Похлебкин В.В. Великая война и несостоявшийся мир. 1941-1945-1994. М., 1997, с. 337, 339. По данным немецкого агентства «DPA», потери Германии были значительно меньше: 6,3 млн убитых, из них 5,2 млн солдат. Однако эти данные не учитывают косвенные и демографические потери // Hintergrund: Der Zweite Weltkrieg in Zahlen und Fakten - https://www.zeit.de/news/2015-05/08/geschichte-hintergrund-der-zweite-weltkrieg-in-zahlen-und-fakten-08065612 (дата обращения 10.06.2020).

[5] Zehnpfennig B. Op. cit., S. 18.

[6] Оруэлл Дж. Рецензия на „Майн Кампф” Адольфа Гитлера. - Джордж Оруэлл. Скотный двор: сказка. Эссе. Статьи. Рецензии. М., 1989, с. 75-79.

[7] Hedeler W. Neue Archivdokumente zur Biographie von Grigori Jewsejewitsch Sinowjew. – Jahrbuch für historische Kommunismusforschung. Berlin, 1999, S. 299–301.

[8] Российский государственный архив социально-политической истории, ф. 78, оп. 8, д. 140.

[9] Илизаров Б.С. Сталин. Штрихи к портрету на фоне его библиотеки и архива. – Новая и новейшая история, 2000, № 3, с. 191.

[10] XVII cъезд Всесоюзной коммунистической партии (б). Стенографический отчет. М., 1934, с. 127-128.

[11] Первую в послевоенном СССР публикацию глав «Майн Кампф» в русском переводе подполковника Н.С. Владимирова осуществил «Военно-исторический журнал» (ВИЖ). – ВИЖ, 1990, №11, с. 35-38. В России «Майн Кампф» в переводе Г.Е. Зиновьева была издана: М., изд-во «Т-Око», 1992 г.; изд-во «Витязь», М., 1998; изд-во «Русская правда», М., 2002; изд-во «Социальное движение», М., 2003.

[12] В Федеральный список экстремистских материалов не входит, например, «Вторая книга» Гитлера.

[13] Hitler, Mein Kampf. Eine kritische Edition. Hrsg. im Auftrag des Instituts für Zeitgeschichte München – Berlin von Christian Hartmann, Thomas Vordermayer, Othmar Plöckinger, Roman Töppel unter Mitarbeit von Edith Raim, Pascal Trees, Angelika Reizle, Martina Seewald=Mooser. 2 Bände. Institut für Zeitgeschichte, München, 2016. 2000 S. (Гитлер, Моя борьба. Критическое издание. Подготовлено по поручению Института современной истории Мюнхен-Берлин Христианом Хартманом, Томасом Фордермайером, Отмаром Плёкингером, Романом Тёпелем при содействии Эдит Раим, Паскаль Треес, Ангелики Рейцле, Мартины Зеевальд=Моозер. В 2=х т., Институт современной истории, Мюнхен, 2016. 2000 с). См. об этом: Хавкин Б.Л. О научном немецком издании книги «Майн Кампф» - Новая и новейшая история, 2016, №4, с. 103-114.

[14] http://lenta.ru/news/2015/02/20/mein_kampf_republish/ (дата обращения 10.06.2020).

[15] Heiden K. Geschichte des Nationalsozialismus; die Karriere einer Idee. 1932. Русск. перевод: Гейден К. История германского фашизма. М.-Л., 1935.

[16] Glaser H. Adolf Hitlers Herzschrift «Mein Kampf». Ein Beitrag zur Mentalitätsgeschichte des Nationalsozialismus. München, 2014; Glaser H. Zur Mentalitätsgeschichte des Nationalsozialismus – ein Weg, um den Erfolg von «Mein Kampf» zu verstehen. - Aus Politik und Zeitgeschichte, 2015, № 43-45, S. 25.

[17] Heiden K. The Führer. New York,  1999, p. 456.

[18] Бурцев В.Л. «Протоколы сионских мудрецов»: доказанный подлог. Париж, 1938, с. 107.

[19] Там же, с. 105-106.

[20] Пайпс Р. Русская революция. В 3 кн. Кн.2. Большевики в борьбе за власть. 1917-1918. М., 2005, с. 571.

[21] Die Geheimnisse der Weisen von Zion: die Veröffentlichung von Gottfried zur Beek und die kritische Gegenschrift von Binjamin Segel. Charlottenburg, 1919.

[22] Die Protokolle der Weisen von Zion und die jüdische Weltpolitik. Von Alfred Rosenberg. München, 1923. «В Германии наци предпринимают издание "Сионских протоколов" в количестве 2.000.000 экземпляров» - Бурцев В.Л. Указ. соч., с. 103.

[23] Хавкин Б. Л. О научном немецком издании книги «Майн Кампф» // Новая и новейшая история. 2016, № 4.

[24] Фрекем Дж. Гитлер и его бог. За кулисами феномена Гитлера. СПб, 2013, с. 37.

[25] Фест И. Указ. соч., т. 2, с. 10-11.

[26] Энциклопедия третьего рейха. М., 1996, с. 294.

[27] Раушнинг Г. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. М., 1993, с. 183.

[28] Кон Н. Благословение на геноцид. Миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколах сионских мудрецов». - http://lib.web-malina.com/getbook.php?bid=3507&page=23 (дата обращения 10.06.2020).

[29] Хавкин Б.Л. «Вечный враг арийской расы». - http://nvo.ng.ru/history/2015-09-18/13_arii.html (дата обращения 10.06.2020).

[30] Гутман И., Галиль Н. Катастрофа и память о ней. Иерусалим, 2008, с. 28-41.

[31] Segall J. Die deutschen Juden als Soldaten im Kriege 1914–1918, Berlin 1921.

[32] Черкасский Я. Евреи, сражавшиеся за Германию. – Русская Германия, 2014, № 27.

[33] РИА Новости. - http://ria.ru/world/20151202/1334390365.html (дата обращения 10.06.2020).

[34] http://diletant.media/duels/27003156/(дата обращения 10.06.2020).

[35] http://ria.ru/analytics/20151204/1335644575.html /(дата обращения 10.06.2020).

939

Cookies помогают нам улучшить наш веб-сайт и подбирать информацию, подходящую конкретно вам.
Используя этот веб-сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем coockies. Если вы не согласны - покиньте этот веб-сайт

Подробнее о cookies можно прочитать здесь