Шнирельман В.А. Конспирология и оккультные силы

Шнирельман В.А. Конспирология и оккультные силы // Историческая Экспертиза. № 1. 2016. С. 220-240

Ключевые слова: конспирология, эзотерика, оккультный нацизм, тайные общества, масоны.

Конспирология оперирует идеей заговора неких тайных сил против человечества. Одно из течений современной конспирологии обращается к эзотерике и связывает эти силы с оккультными обществами. Среди рассматриваемых в этой связи сюжетов оказываются «оккультный нацизм», тайны Ордена тамплиеров, заговор иллюминатов и т. д. Одни авторы соответствующих построений ищут корни заговора в средневековой эпохе, а другие копают глубже и в своих фантазиях доходят до неких допотопных цивилизаций или деятельности космических пришельцев. В статье проводится анализ наиболее популярных из таких построений и показывается их связь с расизмом и антисемитизмом.

В предыдущей[1] статье были рассмотрены некоторые конспирологические концепции, авторы которых ограничивали поиски заговора эпохой модерна (Шнирельман 2015а). Теперь настала пора проанализировать другой ряд конспирологических идей, связанных с поиском эзотерических основ заговора. Эзотерика исходит из представления об инволюции, циклическом времени и смене «расовых эпох». Для нее Золотой век остался далеко позади, и сегодня мы имеем дело с завершающей эпохой страшного упадка, которая закончится мировой катастрофой, после чего мир обновится и наступит новый Золотой век. Смена эпох осуществляется, по мнению эзотериков, взрывным образом, путем жестоких революций, несущих большие жертвы, но зато кардинальным образом меняющих мир, возвращая ему гармонию. Причем всё это происходит не само собой, а по воле тайных сил, сознательно разрушающих сложившиеся устои. Надо ли удивляться тому, что эзотерические концепции сплошь и рядом содержат идею заговора и их авторы с неувядающей энергией занимаются поисками «тайных обществ», замысливших погубить современный мир (Шнирельман 2014)?

Во второй половине XX в. определенную популярность получила идея о том, что нацизм являлся «тайным обществом», основанным на оккультных представлениях. Это дало толчок целому литературному направлению, специализирующемуся на неонацистской научной фантастике в стиле «эзотерического нацизма» (Черняк 1987: 175–176; Baker 2000). По словам британского исследователя Н. Гудрик­Кларка, «подобно тому, как нацисты мифологизировали историю своих мнимых арийских предков для того, чтобы оправдать свои претензии на расовое превосходство, нацисты сами стали объектом мифологизации для современных любителей оккультизма и конспирологии, которые хотят видеть в них невероятных носителей черных сил». В этом контексте создается нацистский культ, включающий отсылки к гностицизму и сатанизму, и, как писал Гудрик­Кларк, нацисты превращаются в, хотя и запретных для либеральной демократии, но всё же притягательных богов темного царства (Goodrick­Clarke 2002: 127)[2]. Вся эта, по сути, бульварная литература основывалась на слухах и домыслах; никаких строгих доказательств в пользу содержащихся в ней идей как не было, так и нет (King 1982: 7). Тем не менее она публикуется большими тиражами и пользуется неизменной популярностью. Поэтому она и заслуживает обсуждения.

Во Франции интерес к «эзотерическому нацизму» вспыхнул в связи с книгой Луи Повеля (1920–1997) и Жака Бержье (1912–1978) «Утро магов», вышедшей в 1960 г. и создавшей нацистской Германии славу «оккультного Рейха». В 1991 г. эта книга в сокращенном переводе появилась и в России (Повель, Бержье 1991)[3]. Авторы ставили себе в заслугу новый неожиданный взгляд на гитлеризм, якобы раскрывающий его тайные пружины. Они делали акцент на его «антихристианстве» и пытались объяснить его с позиций иррационализма. Они уверяли читателя в том, что для Гитлера эзотерика была много важнее экономики и что в своих действиях он руководствовался оккультными знаниями о законах жизни. Якобы он увлекался псевдонаучными космогониями, что и привело ко всем тем ужасам, которые принес в мир нацизм. По мнению авторов, при Гитлере Германия самым таинственным образом превратилась на время в «чуждую нам цивилизацию» (Повель, Бержье 1991: 43, 53), где готовился «тайный заговор против человечества во имя захвата власти над людьми и во вред им» (Повель, Бержье 1991: 57–58). С этой точки зрения Вторая мировая война представлялась авторам гигантским ритуальным жертвоприношением (Повель, Бержье 1991: 66). Тем самым, по словам Н. Гудрик­Кларка, было положено начало демонизации Гитлера (Goodrick­Clarke 2002: 111)[4].

В России эта тема была подхвачена коммерческим издательством «Крон­пресс», начавшим в 1997 г. выпускать серию «Таинственный мир», где и выходила такого рода литература. Одним из изданий этого цикла стала книга Вернера Жерсона «Нацизм — тайное общество», вышедшая во Франции в 1969 г. и опубликованная в России в 1998 г. (Жерсон 1998)[5]. В ней доказывалось, что миром правит небольшая кучка людей, связанных с тайными обществами. Речь шла об эзотерических организациях, прибегающих к услугам неких магических сил. В частности, автор изображал Гитлера пророком и могущественным медиумом, опиравшимся на помощь оккультных сил. Однако, говоря о его оккультных увлечениях, Жерсон, подобно своим предшественникам, Повелю и Бержье, ссылался на вызвавшую в свое время сенсацию книгу Г. Раушнинга (1887–1982) «Беседы с Гитлером». Но сегодня известно, что многое в ней является выдумкой ее автора (Tobias 1990: 91–105; Goodrick­Clarke 2002: 110; Линденберг 1997: 7–13; Жуков 2006: 9–13)[6]. Кроме того, как отмечал Гудрик­Кларк, пишущие на эту тему всегда оговаривались, что речь идет о предположениях, но доверчивые читатели это обычно пропускали (Goodrick­Clarke 2002: 127). Наконец, такие книги грешат противоречиями и откровенными искажениями исторических фактов, что говорит либо о легкомысленности, либо о неосведомленности авторов, либо же о сознательном введении читателей в заблуждение. Примечательно, например, что Жерсон воспроизводил эзотерический миф об Арктиде как о прародине «избранной расы, арийцев». Правда, ссылаясь в этом на этнологов, он признавал их поэтами, а не учеными. И тут же обнаруживается источник познаний Жерсона — псевдонаучная книга нациста Альфреда Розенберга, которого он, очевидно, и считал «этнологом» (Жерсон 1998: 139–141). Мало того, к концу книги автор выказывал уверенность в том, что нацизм вырос напрямую из Ветхого Завета (Жерсон 1998: 196–197).

Книга Жерсона подняла целую волну подобной литературы, авторы которой пытались перещеголять друг друга по части обнаружения всё более тонких нитей мирового заговора. Так, выпускник Школы высших исследований, французский масон и розенкрейцер Серж Ютен (1927–1997), сотрудничавший с журналом «Планета» Бержье и Повеля, посвятил свою книгу поиску тайных обществ среди средневековых рыцарских орденов и доказательству прямых связей между ними и нацистскими вождями (Ютен 1998). Он не скрывал эзотерических истоков своих убеждений, и апокалиптические мотивы сочетались у него с верой в наступление эпохи Водолея. Одними из главных героев его книги были тамплиеры и иллюминаты, причем он рассматривал их не в контексте сравнительно коротких периодов их реального существования, а пытался показать, что, однажды возникнув, они уже не сходили с исторической сцены и стояли за всеми важнейшими мировыми событиями. Разумеется, он возводил к ним корни масонства, которому, на его взгляд, и принадлежала реальная власть в мире. Правда, он специально оговаривался, что речь не идет о «еврейских интригах», — ведь тайные общества действовали и без евреев (Ютен 1998: 18–19, 80). Зато он неоднократно обращался к трудам французского мистика Сент­Ив д’Альвейдра и утверждал, что миром правит Синархия. В любой смерти своих героев он подозревал тайные убийства, но как убийцы, так и тайные правители, по его словам, оставались в тени, и никто о них ничего не знал. В процессе написания книги он становился всё раскованнее и рассуждал о полой Земле, о реинкарнации своих любимых героев и даже об инопланетянах, которые якобы и направляют эволюцию человечества. Примечательно, что в доказательство Ютен ссылался на таких же, как он, конспирологов[7]. Тем не менее, полной уверенности в истинности своих построений у него не было, и его книга переполнена такими терминами как «возможно», «может быть» и пр. Если он в чем­то и был убежден, так это в приближении Апокалипсиса, о чём ему говорили пророчества. Но в соответствии с эзотерической доктриной он верил, что после «царства зла» наступит Золотой век.

От французов не отставали и англичане. В 1972 г. в Лондоне вышла книга «Копье судьбы» бывшего британского десантника, а затем узника немецкого концлагеря Т. Равенскрофта (1921–1989), ставшего после войны журналистом. Впервые книга была опубликована в русском переводе в 1998 г. (Равенс­крофт 1998)[8]. В ней Гитлер был показан любителем и знатоком оккультных наук, с которыми он якобы глубоко познакомился в молодости. Но главным, что делало его поистине всемогущим, было копье Лонгина, которым когда­то был пронзен распятый Иисус Христос. Автор настаивал на том, что это копье принадлежало многим выдающимся историческим деятелям, начиная с Иисуса Навина, и наделяло их необычайной властью, открывавшей путь к покорению мира. Будто бы поняв, что копье является ключом к успеху, Гитлер мечтал им обладать и добился этого, осуществив аншлюс и войдя триумфатором в Вену. Обретение копья сделало его всесильным и позволило завоевать почти всю Европу. Правда, автор не объяснял, почему, будучи владельцем копья, Гитлер стал терпеть поражения и в конечном итоге плохо кончил, а Германия потерпела крах. Зато автор много рассуждал о роли эзотерики в нацистской политике и делал приверженцами оккультизма многих из окружения Гитлера. Он даже пытался представить политические убийства, совершенные немецкими крайне правыми в начале 1920­х гг., «ритуальными», а Гитлера показывал сексуальным извращенцем, причем по оккультным причинам. Автор знакомил читателя и с «тайной доктриной», повествующей об истории появления в Атлантиде «арийской расы» и о переселении этой расы в Тибет, что, по его словам, привело к появлению там центра власти, откуда осуществляется руководство миром. Равенскрофт утверждал, что эту тайну Гитлеру открыл Карл Хаусхофер (1869–1946), бывший не только известным геополитиком, но и великим магом.

Всё это не может не вызывать сомнений, и критики не раз ловили автора на сознательном или неосознанном искажении фактов (Goodrick­Clarke 2002: 118–121; The spear of destiny; Жуков 2006: 19). Но, похоже, в ряде случаев он намеренно занимался их подтасовкой, чтобы его концепция звучала убедительнее. В частности, он показывал Гитлера истовым противником христианства, что не подтверждается специалистами[9]. Многие его рассуждения были порождены чтением книги Раушнинга. Впрочем, сегодня известно, что вначале он хотел издать свою книгу как фантастическое произведение и лишь под давлением издателя изменил свой замысел. Но для нас существенно, что автор настаивал на связи нацистских вождей с сатанизмом и всеми силами пытался изобразить Гитлера антихристом. А Розенберга он показывал «пророком антихриста из Протоколов сионских мудрецов» и утверждал, что именно тот вызвал зверя Апокалипсиса в лице Гитлера (Равенс­крофт 2006: 140). Правда, далее мы узнаем, что Люцифера в Гитлере пробудил не он, а Хаусхофер (Равенс­крофт 2006: 281 сл.). Всё это, разумеется, не стоит принимать за чистую монету. Но важно, что, рассуждая о гитлеризме, автор мыслил в категориях Апокалипсиса. И это еще раз подчеркивает правомерность анализа такого рода литературы в контексте эсхатологии.

В начале 1970­х гг. в Англии вышла книга Дж. Бреннана, посвященная «оккультному Рейху», а в Германии были опубликованы воспоминания В. Вульфа (1892–1979), известного астролога Гиммлера. Тридцать лет спустя обе они были переизданы в России (Непомнящий 2005). Бреннан фактически слепо следовал линии, намеченной Повелем и Бержье. Он представлял жизнь Гитлера «путем мага», а его деятельность — «сатанинскими делами», утверждая, что Гитлер использовал «доктрины темного оккультизма» (Бреннан 2004: 171). От себя он добавлял, что в своей политике нацисты помогали эволюции (Бреннан 2005: 65). Некоторые авторы не ограничиваются обсуждением связей Гитлера с оккультными силами, а относят национал­социализм к категории тайных обществ, пытаясь проследить их корни едва ли не от средневековых исламских ассасинов (О’Нил 2005: 113–121).

Сегодня рассуждения об оккультных увлечениях Гитлера и его связях с Сатаной встречаются в конспирологической литературе, посвященной планам установления мирового правительства и введения Нового мирового порядка. Например, такие сюжеты можно найти в книге Хаггера (Хаггер 2009: 74–78).

Одним из самых известных и последовательных приверженцев доктрины «эзотерического гитлеризма» был бывший чилийский дипломат Мигель Серрано (1917–2009). В 1947–1948 гг. он в качестве журналиста побывал в Антарктиде, после чего опубликовал книгу о том, что Гитлеру удалось скрыться где­то на ее территории. В последующие годы Серрано установил дружеские связи с бывшими эсэсовцами, которые снабжали его нужными материалами и вдохновляли на писательскую деятельность. Покинув дипломатическую службу, он со всей страстью отдался своим былым увлечениям и написал несколько восторженных книг о Гитлере и его Рейхе. Он изображал Гитлера носителем «коллективного бессознательного», связанного с «памятью арийской крови», и даже аватарой индуистских богов. Он доказывал, что «арийцы» происходили от богов, прилетевших с других планет (Goodrick­Clark 1998: 219–222; 2002: 173–192). В своих произведениях он показывал борьбу богов, возглавлявшихся Вотаном, с хозяином этого мира, Демиургом, за утраченную чистоту, что якобы произошло в эпоху Рыб[10]. При этом зловредный Демиург отождествлялся с Яхве, и это делало евреев поклонниками дьявола. В виде эксперимента Демиург создал роботов­евреев и наградил их христианством, которое исказило исконные арийские знания. Христианство Серрано называл «иудейской приманкой для арийцев» и доказывал, что оно было враждебно «арийской расе». В его романах христианство и евреи выглядели злейшими врагами «арийцев», укравшими их мудрость и с ее помощью захватившими власть над миром. Зато Гитлер выглядел отважным защитником «арийцев», и ему с его верными помощниками приходится скрываться где­то в подземных городах, расположенных у Южного Полюса. Серрано мечтал, что, очистив свою кровь, «арийцы» вернутся на Землю и восстановят там райскую жизнь. При этом важной частью этого мифа было предположение о мировом заговоре масонов и евреев, опиравшееся на «Протоколы сионских мудрецов».

Остается отметить, что один из таких романов, вышедший в Чили в 1986 г., был переведен и опубликован в Москве в 1994 г. (Серрано 1994), после чего издательство праворадикального журнала «Наследие предков» опубликовало его книгу «Наше мировоззрение», также посвященную «эзотерическому гитлеризму» (Серрано 2002).

Сегодня книги Серрано продолжают издаваться в России, см., напр. (Серрано 2007) издательством «Ex Nord Lux», которое связано с языческим расистским обществом «Белые традиции» и специализируется на издании работ «арийских» эзотериков и праворадикальных идеологов. При этом у Серрано в России имеются последователи, см., напр. (Зубков 2007). Всё началось с книги русского эмигранта В. Пруссакова проживавшего в США и именно там подхватившего тему «оккультного нацизма» в 1990 г. Как и многим другим, авторитетами ему служили Повель и Бержье, Раушнинг и Равенскрофт, научившие его замечать «мистические склонности нацистских лидеров» (Пруссаков 1992)[11]. Тогда же А. Дугин и Ю. Воробьевский подготовили телесериал об «оккультном нацизме», который транслировался по телевидению в 1993 г. (Воробьевский 2011а: 33).

С тех пор тема «оккультного Рейха», далекая от живой реальности[12], получила в России определенную популярность. Она представлена серией книг (Первушин 2003: 197–334, 499–555; Мегре 2002: 359–360; Непомнящий 2003; Воробьевский 2004, 2011б; Назаров 2004; Стефанов 2006: 208–219; Рудаков 2015; Мистические корни фашизма 2011), а также пользуется спросом на некоторых телевизионных каналах (особенно РЕН­ТВ). Тема «оккультного Рейха» развивается даже отдельными священниками (Круглов 2004: 314–318, 528, 623, 734–735) и учеными (Попов 2000: 174–183; Телицын 2001; 2004; Четверикова, Крыжановский, 2009: 451–452)[13]. Впрочем, дело доходит до того, что некоторые национал­патриоты в ответ пишут книги с опровержениями, доказывая, что нацисты не имели никакого отношения к оккультным обществам и, напротив, стремились следовать научным взглядам (Жуков 2006)[14]. Примечательно, что все такие книги выходят в одних и тех же издательствах «Эксмо» и «Яуза», заботящихся не о поиске истины, а о сенсационности и коммерческом успехе.

Помимо «оккультного нацизма» авторы книг, публиковавшихся издательством «Крон­пресс», интересовались более широким кругом эзотерических обществ, и поиски уводили их далеко вглубь истории. В частности, речь шла об эзотерических представлениях о происхождении людей от космических пришельцев, о затонувших континентах и погибших там высоких цивилизациях, о получении жрецами тайных знаний от спасшихся оттуда гигантов, о миссии белого человека и т. д. Одной из первых книг такого жанра, опубликованных в России, стала книга французского журналиста и писателя Р. Шарру (1909–1978) (Шарру 1992). Робер Жозеф Груго, писавший под псевдонимом Шарру, начал свою карьеру почтового чиновника при правительстве Виши. После войны он избрал стезю писателя­фантаста и первым начал писать романы о космических пришельцах, оказав влияние на творчество Эрика фон Деникена.

Доказывая, что развитием человечества управляют оккультные силы, Шарру подводил читателя к мысли о том, что студенческие волнения 1968 г. (первое издание книги вышло в 1971 г.) были вызваны не столько социальным протестом, сколько изменением земного магнитного поля и повышением солнечной активности (Шарру 1992: 132–138). Тем самым, заговоры якобыполучали естественнонаучное обоснование. Впрочем, автор не настаивал на своей точке зрения и назвал все это «игрой ума». В то же время, Шарру, когда­то связанный с вишистским правительством, отправлявшим евреев в концлагеря, обвинял евреев в расизме и эгоизме и предсказывал скорый закат иудео­христианской цивилизации (Шарру 1992: 189–196). Тем самым, «игра ума» получала весьма сомнительный оборот.

О заговоре тайных обществ шла речь в обзорной популярной книге А. Дарола, покрывавшей едва ли не все континенты и эпохи от первобытности до начала XX в. (Дарол 1998)[15]. Многие из этих обществ ставили своей задачей установление власти над миром либо силой, либо всевозможными мистическими приемами. В частности, автор посвятил целых две главы взлету и падению ордена тамплиеров, а также рассмотрел историю розенкрейцеров и иллюминатов, — все эти организации неизменно вызывают у конспирологов нездоровый интерес. Книга отличалась взвешенностью и стремлением рассматривать каждый случай в историко­культурном контексте, избегая спекулятивных построений, свойственных многим конспирологам. В этом смысле книге Дарола суждено было остаться в почти полном одиночестве, см. также (Рейнольдс 2007). Другие конспирологи этому примеру не следовали.

Одним из самых популярных авторов стал французский журналист Л. Шарпантье (1905–1979), ухитрившийся протянуть ниточку преемственности от Атлантиды до ордена тамплиеров. В одной из своих книг он обращался к эзотерической версии происхождения рас и описывал гибель Атлантиды, что и послужило толчком к расселению рас по планете (Шарпантье 1998а)[16]. Якобы именно от культуртрегеров­атлантов остальное человечество узнало земледелие, скотоводство и основы науки. В соответствии с эзотерическими взглядами, пришельцы из Атлантиды виделись автору легендарными гигантами, оставившими на поверхности Земли загадочные мегалиты (менгиры, кромлехи и дольмены). Едва ли не самое ценное их наследие он связывал с навыками строительства. Он утверждал, что именно те, кто получили и усвоили эти навыки, возвели храм Соломона, а затем строили величественные романские и готические соборы в Европе (намек на древние корни масонства звучал более чем прозрачно)[17]. Шарпантье также восхищался друидами как могущественными магами, благодаря которым в доримский период в галльских землях якобы царили мир и спокойствие. По его словам, всё это наследие затем усвоили тамплиеры.

Ордену тамплиеров Шарпантье посвятил отдельную книгу (Шарпантье 1998б)[18]. В ней он доказывал, что за возникновением и необычайным взлетом тамплиеров лежала тайна, связанная с поиском каких­то ценных древнееврейских документов. Якобы у основателей ордена была особая миссия — найти и забрать себе Ковчег Завета с Таблицами Закона, содержавшими каббалистический ключ к «формуле Вселенной». Не имея ни малейших доказательств в пользу такой экзотической версии, автор прибегал к недомолвкам и, по его собственным словам, опирался на косвенные указания. О том, что упомянутые реликвии когда­то хранились в Иерусалиме, а затем были вывезены тамплиерами, ему говорили возникшие там христианство и ислам, а затем, по его словам, необъяснимый расцвет мусульманской культуры. После этого якобы с началом крестовых походов произошел расцвет христианской цивилизации, а мусульманская стала постепенно умирать (к этому выводу автора приводило его восхищение готическими соборами). Зато христианская цивилизация стала клониться к упадку после разгрома ордена тамплиеров.

Разумеется, нельзя не заметить в этой концепции многочисленных натяжек[19]. Ведь ислам возник вовсе не в Иерусалиме, а много южнее; мусульманское могущество проявило себя и во время крестовых походов; разгром тамплиеров вовсе не привел к упадку христианской цивилизации (на самом деле автор имел в виду закат не христианства, а готической архитектуры). И, если могущество тамплиеров было связано с обладанием Таблицами Закона, то почему это не помешало их разгрому; и кто стал владельцем Таблиц после этого? Автора такие вопросы не волновали. Зато он обнаруживал у тамплиеров живые следы кельтского наследия и приписывал их благотворному влиянию оживленное церковное (храмовое) строительство. Мало того, наделяя их некой тайной доктриной, он предполагал, что они задумали революцию, которая могла бы принести людям свободу и справедливость (Шарпантье 1998б: 114, 157)[20]. Однако наветы и доносы недругов сделали свое черное дело, и орден был разгромлен. Вся вековая работа оказалась напрасной, и, как заявлял автор, цивилизация Запада рухнула. Вместе с тем он высказывал догадку о том, что далеко не все тамплиеры оказались за решеткой. Многие ушли в подполье и, как он намекал, с ними так или иначе было связано более позднее масонство, отомстившее своим врагам в ходе Великой Французской революции.

В отличие от многих других конспирологов, автор с симпатией относился к тамплиерам и масонам и, похоже, сочувствовал их идеям. Но это вовсе не означает, что так же их воспринимают читатели его книг. Многие русские конспирологи вынесли из них только то, что масоны оказались тесно связаны с тамплиерами. Но относятся они к ним резко отрицательно.

Тема тамплиеров в особенности полюбилась издательству «Крон­пресс», так как в трудах западных конспирологов и «тайноведов» неизменно связывалась с масонами[21]. Первой книгой на эту тему, переведенной на русский язык и опубликованной издательством в 1997 г., была увлекательная работа трех британских авторов, посвященная истории тамплиеров и их наследников (Бейджент, Лей, Линкольн 1997)[22]. Авторы (среди них — неудавшийся актер и кинорежиссер, романист и фотожурналист) настаивали на том, что тамплиеры были тесно связаны с катарами (альбигойцами) юга Франции. Они отмечали, что масоны видели в тамплиерах своих предтеч и полагали, что, участвуя во Французской революции, мстили королю за их гибель[23]. Мало того, авторы утверждали, что в результате своих изысканий обнаружили тайный орден под названием «Сионский приорат», якобы учредивший орден тамплиеров и до сих пор оказывающий влияние на международную обстановку. Ссылаясь на источники неясного происхождения и неясной ценности, на народный фольклор, а также на популярные рассуждения журналистов, авторы выступали с гипотезой о том, что Иисус Христос чудесным образом спасся, что его женой была Мария Магдалина, которая принесла ему сына, что она бежала из Палестины и поселилась на юге Франции и что потомки Иисуса Христа дали начало династии Меровингов. Тем самым, эти «короли­жрецы» оказывались в родстве с евреями и потому проявляли к ним благорасположение. Якобы, будучи тайной организацией, «Сионский приорат» веками считал своей целью реставрацию династии Меровингов, а в XX в. замыслил объединить Европу во главе с царем­жрецом, происходившим от самого Иисуса Христа.

На самом деле как эти авторы, так и их последователи, о которых речь идет ниже, опирались на хорошо известную историю, полную фальсификаций и мистификаций. Речь идет о католическом священнике Ф.Б. Соньере (1852–1917)[24], объяснявшим свое неожиданное богатство обнаружением сокровищ Меровингов, о беспринципном авантюристе П. Плантаре (1920–2000), объявившем себя потомком Меровингов и главой «Сионского приората», а также о вышедшей в 1967 г. книге Ж. де Седа «Золото Ренна», где впервые излагались приключения выжившего Иисуса Христа и Марии Магдалины во Франции (Рейнольдс 2007: 89–114, 294–298; Пикнетт, Принс 2009)[25].

Повторяя вслед за Бейджентом и его соавторами фантазии о связи Меровингов с Иисусом Христом и линией царя Давида, британец Л. Гарднер (1943–2010) писал о заговоре римско­католической церкви, которая якобы не хотела признать потомков Иисуса и, придерживаясь позиции гендерной дискриминации, сознательно принизила роль его жены Марии Магдалины. Основываясь на апокрифах и новых чтениях Евангелия с учетом материалов Кумранских рукописей, Гарднер призывал к восстановлению справедливости — воссозданию истинного христианского учения и написанию его правдивой истории, якобы донельзя искаженной Церковью (Гард­нер 2000)[26].

В 2000 г. издательство «Крон­пресс» опубликовало русский перевод книги американца Д. Робинсона о масонстве, вышедшей в оригинале в 1989 г. (Робинсон 2000). Ее автор когда­то интересовался восстанием Уота Тайлера в 1381 г., но, обнаружив некоторые связанные с ним «странности», расширил поле своих исследований и стал изучать историю масонства. Его внимание привлекла необъяснимая ненависть восставших к ордену госпитальеров (иоаннитов), и он предположил, что восставшие находились под тайным влиянием тамплиеров, чья собственность после их разгрома перешла к монахам этого ордена. Правда, он признавал, что никаких документальных подтверждений того, что за восставшими стояла тайная организация, не было. Однако, на его взгляд, питать неприязнь к госпитальерам могли по указанной причине только тамплиеры (Робинсон 2000: 86–91, 96–97). Он, разумеется, признавал как полное отсутствие данных о каких­либо тайных обществах, учрежденных тамплиерами (Робинсон 2000: 238–239), так и то, что сами масоны неоднократно опровергали свою связь с ними (Робинсон 2000: 370). Но это его не смущало, и, опираясь на некоторые косвенные свидетельства, он утверждал, что именно тамплиеры, а вовсе не средневековые гильдии каменщиков, лежали у истоков масонских орденов. В частности, он доказывал, что враждебное отношение масонов к Ватикану вызывалось тем, что якобы именно Папа Клемент V разработал план уничтожения ордена тамплиеров. В целом Робинсон благожелательно относился к масонам и пытался по мере сил опровергать выдвигавшиеся против них обвинения.

Еще одним источником опасности, причем едва ли не самым зловредным, конспирологи называют орден иллюминатов, созданный Адамом Вейсхауптом (1748–1830) в Баварии в 1776 г. и просуществовавший менее десяти лет. Возникший на волне революционного радикализма и антиклерикализма, орден исповедовал ценности антимонархизма, светскости, космополитизма и утопического социализма. Он выступал против христианства и в особенности иезуитов, но идея мирового правительства и тем более какой­либо единой мировой религии была ему чужда. После запрета Ордена его создатель занимался научной работой и уже не возвращался к мечтам своей молодости. Между тем консерваторы обнаружили в иллюминатах опасную политическую организацию уже после того, как орден прекратил свое существование. При этом они стремились возложить на него ответственность едва ли не за все революции, и страхи перед иллюминатами возбуждались непрерывно в течение 250 лет. По словам Л. Портера, одним из первых такие страхи начал раздувать в конце XVIII в. аббат О. Баррюэль (1741–1820), обвинивший иллюминатов в подготовке Французской революции (Портер 2007; Viatte 1979; Печников 1991: 63–97).

Затем эти страхи заняли видное место в развязанной во Франции в конце XIX в. антимасонской кампании, сыгравшей далеко не последнюю роль в появлении поддельных «Протоколов сионских мудрецов». В начале 1920­х гг. иллюминаты привлекли внимание Несты Уэбстер (1876–1960)[27], положившей начало современной западной конспирологической традиции. В послевоенный период эту эстафету подхватил американец Р. Уэлч (1899–1985), основатель пресловутого «Общества Джона Бэрча». При этом миф об иллюминатах теснейшим образом переплетался с мифом о мировом еврейском заговоре (Портер 2007: 11–17, 145–182; Крупи, 2005: 97–112; Goodrick­Clarke 2002: 282–283; Пайпс 2008: 94–99).

Мало того, в США христианские фундаменталисты видели связь всего этого с Апокалипсисом. Такие настроения усилились в 1970­е гг., когда они усмотрели в образовании государства Израиль исполнение пророчеств. С тех пор в Америке массовыми тиражами выходили книги, где привлекавшие внимание конспирологов международные организации, а также введение электронных удостоверений личности и товарных штрих­кодов связывались со знаками «последних времен». Различные проповедники не только обсуждали всё это на телеканалах, но и постоянно делились со зрителями своими предсказаниями о скором приходе антихриста (Boyer 1992; Парфрей 2005: 71–77; Портер 2007: 223–263).

Между тем миф об иллюминатах проник и в Россию. Здесь вышло русское издание работы испанского автора, который, справедливо критикуя преувеличения, допущенные другими конспирологами, тем не менее доказывал, что история развивается по плану, разработанному иллюминатами. При этом он предупреждал о приближении Нового мирового порядка и не забывал отметить, что якобы как капиталистическое развитие, так и коммунистические движения возглавляют евреи (Мартинес Отеро 2008). Примечательно, что свою книгу об иллюминатах он завершил рассуждениями о близости конца света и прихода антихриста (Мартинес Отеро 2008: 195–206).

Тема иллюминатов теснейшим образом связана с более общей темой о масонах и их роли в мировой политике, что было порождено страхом перед неведомой тайной силой, готовой разрушить привычный мир. Переводная литература о масонах получила в России популярность в течение последних 20–25 лет. Одна из последних книг, где темы масонов и иллюминатов тесно смыкаются, была выпущена американцем Д. Вассерманом, который фактически переиздал вышедшую в 1911 г. книгу популярной в те годы писательницы Уны Борх (1876–1949), сопроводив ее своим введением (Вассерман, Борх 2009). Борх доказывала, что иллюминаты наделили масонов радикальной политической идеологией, осуждавшей монархию и церковную тиранию. Ведь ранее многие масонские организации существовали для веселого времяпрепровождения, а революционные доктрины воспринимались там лишь как забавная экзотика. Зато под влиянием иллюминатов французские масоны стали относиться к этим идеям не в пример серьезнее и воплотили их в жизнь. Борх исходила из того, что революционное движение невозможно без разработанной идеологии, которую и принесли с собой иллюминаты. Заслуживает внимания тот факт, что, по словам Борх, в предреволюционные годы французская общественность попала во власть эсхатологических настроений, и люди жадно ждали перемен (Вассерман, Борх 2009: 90–92). В своем введении Вассерман добавлял, что и последующие революции также вдохновлялись идеями Вейсхаупта. Примечательно, что как Борх, так и Вассерман оценивали идеи иллюминатов вполне позитивно, считая, что многие из них легли в основу современной западной цивилизации.

Таким образом, оккультная конспирология обращается к двум основным темам — во­первых, к «эзотерическому нацизму» и, во­вторых, к преемственности «тайных обществ», якобы идущей из глубин средневековья. Эти темы иной раз пересекаются, и отдельные конспирологи всеми силами пытаются связать тоталитарные режимы с «тайными оккультными доктринами» и обнаружить их истоки в учениях некоторых рыцарских орденов или «тайных обществ» Нового времени.

В любом случае, конспирологи зачарованы образами ордена тамплиеров и ордена иллюминатов. Первый привлекает их тем, что он якобы послужил основой для возникновения масонских лож. Этому поспособствовали сами масоны, которых также манила тайна былого могущества этого ордена и в особенности его экзотические ритуалы, якобы связанные с оккультными знаниями. Что касается второго, то интерес конспирологов к нему вызывается его радикальной революционной теорией, в которой они усматривают прототип едва ли не всех последующих подобного рода концепций. При этом они не удовлетворяются установлением их идейного родства, а предполагают организационную и поведенческую преемственность. В обоих случаях они пребывают в уверенности, что эти ордена никогда не прекращали своего существования и действуют до сих пор, причем нередко под личиной тех или иных масонских организаций. Этим, по их утверждению, и объясняется смертельная угроза, постоянно грозящая миру со стороны «тайных обществ».

В некоторых конспирологических произведениях эта угроза получает «естественнонаучное» объяснение и изображается неизбежной. Тем самым «тайные общества» становятся орудием сил, находящихся за пределами человеческой цивилизации, — неумолимой «эволюции» (или «инволюции»), а то и неких «тайных хозяев мира», «космических пришельцев», если не самого Сатаны. Примечательно, что многие из рассмотренных выше конспирологов связывают «тайные общества» с евреями.

Казалось бы, такие параноидальные настроения отвечают прежде всего консервативной охранительской позиции. И действительно, среди рассмотренных конспирологов преобладают люди консервативных или праворадикальных убеждений. Однако этим дело не ограничивается, и среди них встречаются также носители левых взглядов, обличающие нацизм. Но, если, демонизируя Гитлера, левые видят в нём абсолютное зло, которому всеми силами следует противостоять, то для правых радикалов приписываемые ему «оккультные склонности» видятся прежде всего как обладание огромным могуществом, пусть и опирающимся на магические практики и общение с загадочным миром демонов. Поэтому в их произведениях «нацистский оккульт» выглядит привлекательным и далеко не исчерпавшим свои возможности. Так, ожидая чудесного появления Гитлера изо льдов Антарктиды, некоторые из них, по сути, обнаруживают свои тайные надежды на возвращение нацистского режима. Тем самым якобы оправдается концепция циклического времени и то, что уже ушло в небытие, вернется вновь. В этом контексте речь, разумеется, идет не об охранительской доктрине, а о революции, но о консервативной революции. Впрочем, находятся и такие авторы, которые пытаются изобразить Гитлера орудием «эволюции». Что же касается левых, то, ошеломленные его временными успехами, некоторые из них не находят иного объяснения, кроме связи с «инфернальными силами».

В то же время некоторые конспирологи относятся к «тайным обществам», включая масонов, вполне позитивно и одобряют их деятельность как ведущую по пути прогресса. Они отмечают, что многие лозунги масонов были воплощены в жизнь современным западным обществом и сегодня лежат в его основе.

Исследователи конспирологии уже не раз обращали внимание на то, что по сути она стала секуляризованной версией Апокалипсиса, сохранив многие представления о нем, веками развивавшиеся в русле христианского мировоззрения (Хагемайстер 2003; Hagemeister 2006: 249–252). В свое время немецкий социолог В. Зульцбах находил корни представлений о мировом заговоре в предшествующей вере в дьявола (Зульцбах 2009: 56). Сходный подход демонстрировал известный отечественный культуролог А.С. Ахиезер, считавший, что речь идет об «интерпретации древней веры во власть злых сил, демонов, обладающих скрытым, рационально не объяснимым коварством и могуществом» (Ахиезер 1998: 168). Российский социолог Л. Фишман пишет, что «изначальные версии теорий заговора — это оккультно­эзотерические версии, постулирующие наличие альтернативных Богу и Истории “хозяев” или “королей” мира, тайно управляющих миром высших рас и тому подобного», иными словами, они апеллируют к «князю мира сего», т. е. к антихристу (Фишман 2008). Некоторые американские авторы тоже подчеркивают прямую связь конспирологии с христианской эсхатологией (Partridge, Geaves 2007: 86–87). Например, как отмечал Д. Пайпс, для нее характерно переосмысление образа врага соответственно эпохе и смешение разнообразных фобий, но при поразительном постоянстве особенностей, приписываемых врагу. Речь, таким образом, идет о смене идеологии без изменения образа мысли (Пайпс 2008: 188–206, 222–223).

Иными словами, конспирология подхватила идеи, вырабатывавшимися веками некоторыми христианскими мыслителями, пытавшимися постичь «тайну беззакония», и адаптировала их к современности. Вряд ли можно удивляться тому, что при авторитарных режимах власть опирается на конспирологию для создания образа врага, направляющего недовольство и гнев народа по ложному руслу. Но не помогает и демократия, при которой общественность обеспокоена возможным посягательством тайных сил на ее свободу и благополучие (Пайпс 2008: 135–136). Примечательно, что особое развитие конспирология получила именно в США, причем немалую роль в этом сыграла эсхатология (Boyer 1992: 264–267). Поэтому неудивительно, что, как мы видели, некоторые из рассмотренных выше авторов упоминают «конец света» и антихриста.

Наконец, легко заметить, что такие издания выходят относительно большими тиражами — чаще 3–5 тыс. экз., но иногда до 10–15 тыс. экз., причем иной раз эти книги переиздаются два или более раз. А иной раз их весьма плодовитые авторы в том или ином виде воспроизводят или развивают свои теории в каждой последующей книге. Профессиональным историкам, издающим свои произведения в лучшем случае тиражом 1 тыс. экз., а чаще и того меньше, остается просто позавидовать. Всё это наводит на размышления. Могут ли профессиональные историки сегодня успешно бороться с конспирологами за умы широкой общественности? И что им для этого следует делать? Если же они отстраняются от этого, то не стоит ли задуматься о том, насколько велико влияние конспирологии на общественность, какие настроения порождают в обществе конспирологические теории, как они влияют на уровень ксенофобии, какое воздействие оказывают на политиков, и к чему всё это в результате приводит?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Ахиезер 1998 — Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т. 2. Теория и методология. Словарь. Новосибирск, 1998.

Бейджент, Лей, Линкольн 1997 — Бейджент М., Лей Р., Линкольн Г. Святая кровь и святой Грааль. М.: Крон­пресс, 1997.

Бержье 2000 — Бержье Ж. Тайные хозяева времени. М.: Крон­пресс, 2000.

Бреннан 2004 — Бреннан Дж. Оккультный рейх. СПб.: БалтКнига, 2004.

Бреннан 2005 — Бреннан Дж. Оккультный рейх // Непомнящий Н.Н. (сост.). Зодиак и свастика. М.: Вече, 2005.

Васильченко 2008 — Васильченко А. Оккультный миф III Рейха. М.: Яуза­пресс, 2008.

Вассерман, Борх 2009 — Вассерман Д., Борх У. Тайные общества: иллюминаты, франкомасоны и Французская революция. Ростов­на­Дону: Феникс, 2009.

Воробьевский 2004 — Воробьевский Ю.Ю. Аненербе — оккультный меч Рейха. М.: Яуза, Эксмо, 2004.

Воробьевский 2011а — Воробьевский Ю.Ю. Черный снег на белом поле. Массовый идиотизм как наукоемкий продукт. М.: Тип. «Новости», 2011.

Воробьевский 2011б — Воробьевский Ю.Ю. Неизвестный Гитлер. М.: Эксмо, Алгоритм, 2011.

Гарднер 2000 — Гарднер Л. Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа. М.: Вече, 2000.

Дарол 1998 — Дарол А. Тайные общества. М.: Крон­пресс, 1998.

Жерсон 1998 — Жерсон В. Нацизм — тайное общество. М.: Крон­пресс, 1998.

Жуков 2006 — Жуков Д. Оккультизм в Третьем Рейхе. М.: Эксмо, 2006.

Зубков 2007 — Зубков С. В. Третий Рейх под знаменем оккультизма. М.: Вече, 2007.

Зульцбах 2009 — Зульцбах В. Два корня и формы евреененавистничества. М.: Европа, 2009.

Круглов 2004 — Круглов А. Последняя вой­на. М.: Просветитель, 2004.

Крупи 2005 — Крупи Г. Правые христиане, сионизм и наступление пентехолокоста // А. Парфрей (ред.). Культура времен Апокалипсиса. Екатеринбург: Ультракультура, 2005.

Линденберг 1997 — Линденберг К. Технология зла. К истории становления национал­социализма. М.: Энигма, 1997.

Манн 2007 — Манн У.Ф. Меридианы тамплиеров. Тайные карты Нового Света. М.: АСТ, 2007.

Мартинес Отеро 2008 — Мартинес Оте­ро Л.М. Иллюминаты. Ловушка и заговор. СПб.: Евразия, 2008.

Мегре 2002 — Мегре В.Н. Родовая книга. М.–СПб.: Диля, 2002.

Мистические корни фашизма 2011 — Мистические корни фашизма, или Новая религия фюрера // Белорусская военная газета. 2011. 28 октября. № 206.

Назаров 2004 — Назаров М.В. Вождю Третьего Рима. К познанию русской идеи в апокалипсическое время. М.: Русская идея, 2004.

Непомнящий 2003 — Непомнящий Н.Н. Тайны оккультного Рейха. Сенсации страшного двенадцатилетия. М.: Вече, 2003.

Непомнящий 2005 — Непомнящий Н.Н. (сост.). Зодиак и свастика. М.: Вече, 2005.

О’Нил 2005 — О’Нил Т. История мести и убийства в тайных обществах // Адам Парфрей (ред.). Культура времен Апокалипсиса. Екатеринбург: Ультракультура, 2005.

Пайпс 2008 — Пайпс Д. Заговор: мания преследования в умах политиков. М.: Новый Хронограф, 2008.

Парнов 1985 — Парнов Е.И. Трон Люцифера. 1­е изд. М.: Политиздат, 1985.

Парнов 1991 — Парнов Е.И. Трон Люцифера. 2­е изд. М.: Политиздат, 1991.

Парнов 1999 — Парнов Е.И. Наступит ли будущее? М.: Терра, 1999.

Парфрей 2005 — Парфрей А. От знака зверя к феномену чернокожего мессии: хроника Рона Дж. Стила, пытливого журналиста и автора пророчеств // Парфрей А. (ред.). Культура времен Апокалипсиса. Екатеринбург: Ультракультура, 2005.

Первушин 2003 — Первушин А. Оккультные войны НКВД и СС. М.: Эксмо; Яуза, 2003.

Печников 1991 — Печников Б.А. «Рыцари церкви». Кто они? Очерки об истории и современной деятельности католических орденов. М.: Политиздат, 1991.

Пикнетт, Принс 2009 — Пикнетт Л., Принс К. Тайны «Приората Сиона». М.: АСТ, 2009.

Повель, Бержье 1991 — Повель Л., Бержье Ж. Утро магов. М.: Миф, 1991.

Попов 2000 — Попов Г.В. Тайные культы и мировые конфессии. Лекции, прочитанные в Восточном университете при Институте востоковедения РАН в 1997–2000 гг. М.: ИВ РАН, 2000.

Портер 2007 — Портер Л. Кто такие иллюминаты: исследование мифа о секретном обществе. М.: Диля, 2007.

Пруссаков 1992 — Пруссаков В. Оккультный мессия и его рейх. М.: Молодая гвардия, 1992.

Равенскрофт 1998 — Равенскрофт Т. Копье судьбы. М.: Крон­пресс, 1998.

Равенскрофт 2006 — Равенскрофт Т. Копье судьбы. 2­е изд. М.; СПб.: Амфора, 2006.

Рейнольдс 2007 — Рейнольдс Д.Л. Тайные общества: мифы и реальность. М.: Мир книги, 2007.

Робинсон 2000 — Робинсон Д. Масонство. Забытые тайны. М.: Крон­пресс, 2000.

Рудаков 2015 — Рудаков А.Б. Проект «Подземный Рейх» // А.И. Фурсов (ред.). De Aenigmate. О тайне. Сборник научных трудов. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2015.

Серрано 1994 — Серрано М. Воскрешение героя. М.: Родное слово, 1994. (2­е изд.: 1997).

Серрано 2002 — Серрано М. Наше мировоззрение. М.: Наследие предков, 2002.

Серрано 2007 — Серрано М. Золотая цепь. М.: Ex Nord Lux, 2007.

Стефанов 2006 — Стефанов Ю. Мистики, оккультисты, эзотерики. М.: Вече, 2006.

Сэджвик 2014 — Сэджвик М. Наперекор современному миру: Традиционализм и тайная интеллектуальная история ХХ века. М.: НЛО, 2014.

Телицын 2001 — Телицын В.Л. Проект «Аненербе». Наследие предков и Третий Рейх. М.: АСТ, 2001.

Телицын 2004 — Телицын В.Л. Святой Грааль и Третий Рейх. М.: Эксмо; Яуза, 2004.

Фишман 2008 — Фишман Л. О двух секулярных ересях // Неприкосновенный запас. 2008. № 3.

Фо 2004 — Фо Г. Дело тамплиеров. СПб.: Евразия, 2004.

Хагемейстер 2003 — Хагемейстер М. Миф о заговоре против России // К. Аймермахер, Ф. Бомсдорф, Г. Бордюгов (ред.). Мифы и мифология в современной России. М.: Фонд Фридриха Науманна, 2003.

Хаггер 2009 — Хаггер Н. Синдикат: история мирового правительства. М.: Алгоритм, 2009.

Черняк 1987 — Черняк Е.Б. Невидимые империи. Тайные общества старого и нового времени на Западе. М.: Мысль, 1987.

Четверикова, Крыжановский 2009 — Четверикова О.Н., Крыжановский А.В. Культура и религия Запада: Религиозные традиции Европы: от истоков до наших дней. М.: Московский учебник, 2009.

Шарпантье 1998а — Шарпантье Л. Гиганты и тайна их происхождения. М.: Крон­пресс, 1998.

Шарпантье 1998 — Шарпантье Л. Тайны тамплиеров. М.: Крон­пресс, 1998б.

Шарру 1992 — Шарру Р. Погибшие миры. Научные секреты древних. М.: Общество по изучению тайн и загадок Земли, 1992.

Шнирельман 2014 — Шнирельман В.А. Конец света или начало нового цикла? Представления о конце времен в христианстве и эзотерике // Антропологический форум. 2014. № 23.

Шнирельман 2015а — Шнирельман В.А. Иностранные агенты: западные источники современной русской конспирологии // Историческая экспертиза. 2015. № 4.

Шнирельман 2015б — Шнирельман В.А. Арийский миф в современном мире: В 2 т. М.: НЛО, 2015.

Ютен 1998 — Ютен С. Невидимые правители и тайные общества. М.: Крон­пресс, 1998.

Baker 2000 — Baker A. Invisible eagle: the history of Nazi occultism. London: Virgin, 2000.

Boyer 1992 — Boyer P. When time shall be no more: prophecy belief in modern American culture. Cambridge, Mass: Belknap Press of Harvard Univ. Press, 1992.

Caillet б/д. — Caillet S. Les sept têtes du dragon vert (http://sergecaillet.blogspot.ru/2007/07/les­sept­ttes­du­dragon­vert.html (date of access 28.12.2015)).

Goodrick­Clark 1998 — Goodrick­Clark N. Hitler’s priestess. Savitri Devi, the Hindu­Aryan myth, and Neo­Nazism. New York: New York University Press, 1998.

Goodrick­Clark 2002 — Goodrick­Clarke N. Black Sun. Aryan cults, esoteric Nazism and the politics of identity. New York: New York University Press, 2002.

Hagemeister 2006 — Hagemeister M. The Protocols of the Elders of Zion and the myth of a Jewish conspiracy in post­Soviet Russia // J.H. Brinks, S. Rock and E. Timms (eds.). Nationalist myths and modern media: contested identities in the Age of Globalization. London: I.B. Tauris, 2006.

King 1982 — King Ch. E. The Nazi state and the new religions: five case studies in non­conformity. New York: The Edwin Mellen Press, 1982.

Partner 1982 — Partner P. The murdered magicians. The Templars and their myth. Oxford: Oxford Univ. Press, 1982.

Partridge, Geaves 2007 — Partridge Ch., Gea­ves R. Antisemitism, conspiracy culture, Christianity and Islam: the history and contemporary religious significance of the Protocols of the Learned Elders of Zion // J.R. Lewis O. Hammer (eds.). The invention of sacred tradition. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2007.

Pennick 1980 — Pennick N. Sacred geography. Symbolism and purpose in religious structures. San Francisco: Harper & Row, 1980.

«The spear of destiny» б/д. — «The spear of destiny»: Hitler, the Habsburgs and the Holy Grail (http://badarchaeology.wordpress.com/tag/trevor­ravenscroft/ (date of access 28.12.2015)).

Tobias 1990 — Tobias F. Auch Fälschungen haben lange Beine. Des Senatspräsidenten Rauschnings «Gespräche mit Hitler» // Karl Corino (ed.). Gefälscht! Betrug in Politik, Literature, Wissenschaft, Kunst und Musik. Frankfurt am Main: Eichborn Verlag, 1990. S. 91–105.

Viatte 1979 — Viatte A. Les source occultes du Romantism: Illuminism­Théosophie, 1770–1820. Paris, 1979.

  1. Shnirel’man. Konspirologiya i okkul’tnye sily [Conspiracy theory and occult forces]

Key words: conspiracy theories, esotericism, occult Nazism, secret societies, the Freemasons.

Conspiracy theories operate on the idea of a conspiracy of some secret forces against humanity. One of the currents of modern conspiracy refers to the esoteric and connects these forces with occult societies. Among the stories considered in this context, stories are «occult Nazism», the Knights Templar, the Illuminati conspiracy, etc. Some authors of these constructions are looking for the roots of conspiracy in the medieval era, while others dig deeper in their fantasies and reach a certain antediluvian civilizations or the activities of space aliens. The article analyses the most popular of these constructions and shows their relationship with racism and anti­Semitism.

REFERENCES

«The spear of destiny»: Hitler, the Habsburgs and the Holy Grail (http://badarchaeology.wordpress.com/tag/trevor­ravenscroft/ (date of access 28.12.2015)).

Akhiezer A.S. Rossiya: kritika istoricheskogo opyta. T. 2. Teoriya i metodologiya. Slovar’. Novosibirsk, 1998.

Baker A. Invisible eagle: the history of Nazi occultism. London: Virgin, 2000.

Berzh’e Zh. Taynye khozyaeva vremeni. Mos­cow: Kron­press, 2000.

Beydzhent M., Ley R., Linkol’n G. Svyataya krov’ i svyatoy Graal’. Moscow: Kron­press, 1997.

Boyer P. When time shall be no more: prophecy belief in modern American culture. Cambridge, Mass: Belknap Press of Harvard Univ. Press, 1992.

Brennan J. Okkul’tnyy reykh. Nepomnyashchiy N.N. (sost.). Zodiak i svastika. Mos­cow: Veche, 2005.

Brennan J. Okkul’tnyy reykh. Saint Petersburg: BaltKniga, 2004.

Caillet S. Les sept têtes du dragon vert (http://sergecaillet.blogspot.ru/2007/07/les­sept­ttes­du­dragon­vert.html (date of access 28.12.2015)).

Chernyak E.B. Nevidimye imperii. Taynye obshchestva starogo i novogo vremeni na Zapade. Moscow: Mysl’, 1987.

Chetverikova O.N., Kryzhanovskiy A.V. Kul’tura i religiya Zapada: Religioznye traditsii Evropy: ot istokov do nashikh dney. Moscow: Moskovskiy uchebnik, 2009.

Darol A. Taynye obshchestva. Moscow: Kron­press, 1998.

Fishman L. O dvukh sekulyarnykh eresyakh. Neprikosnovennyy zapas. 2008. N 3.

Fo G. Delo tamplierov. Saint Petersburg: Evraziya, 2004.

Gardner L. Chasha Graalya i potomki Iisusa Khrista. Moscow: Veche, 2000.

Goodrick­Clark N. Hitler’s priestess. Savitri Devi, the Hindu­Aryan myth, and Neo­Nazism. New York: New York University Press, 1998.

Goodrick­Clarke N. Black Sun. Aryan cults, esoteric Nazism and the politics of identity. New York: New York University Press, 2002.

Hagemeister M. The Protocols of the Elders of Zion and the myth of a Jewish conspiracy in post­Soviet Russia. J.H. Brinks, S. Rock and E. Timms (eds.). Nationalist myths and modern media: contested identities in the Age of Globalization. London: I.B. Tauris, 2006.

Hagemeister M. Mif o zagovore protiv Rossii. K. Aymermakher, F. Bomsdorf, G. Bordyugov (red.). Mify i mifologiya v sovremennoy Rossii. Moscow: Fond Fridrikha Naumanna, 2003.

Hagger N. Sindikat: istoriya mirovogo pravitel’stva. M.: Algoritm, 2009.

King Ch. E. The Nazi state and the new religions: five case studies in non­conformity. New York: The Edwin Mellen Press, 1982.

Kruglov A. Poslednyaya voyna. Moscow: Prosvetitel’, 2004.

Krupi G. Pravye khristiane, sionizm i nastuplenie pentekholokosta. A. Parfrey (red.). Kul’tura vremen Apokalipsisa. Ekaterinburg: Ul’trakul’tura, 2005.

Lindenberg K. Tekhnologiya zla. K istorii stanovleniya natsional­sotsializma. Moscow: Enigma, 1997.

Mann U.F. Meridiany tamplierov. Taynye karty Novogo Sveta. Moscow: AST, 2007.

Martines Otero L.M. Illyuminaty. Lovushka i zagovor. Saint Petersburg: Evraziya, 2008.

Megre V.N. Rodovaya kniga. Moscow — Saint Petersburg: Dilya, 2002.

Misticheskie korni fashizma, ili Novaya religiya fyurera. Belorusskaya voennaya gazeta. 2011. 28 oktyabrya. N 206.

Nazarov M.V. Vozhdyu Tret’ego Rima. K poznaniyu russkoy idei v apokalipsicheskoe vremya. Moscow: Russkaya ideya, 2004.

Nepomnyashchiy N.N. (sost.). Zodiak i svastika. Moscow: Veche, 2005.

Nepomnyashchiy N.N. Tayny okkul’tnogo Reykha. Sensatsii strashnogo dvenadtsatiletiya. Moscow: Veche, 2003.

O’Nil T. Istoriya mesti i ubiystva v taynykh obshchestvakh. Adam Parfrey (red.). Kul’tura vremen Apokalipsisa. Ekaterinburg: Ul’trakul’tura, 2005.

Parfrey A. Ot znaka zverya k fenomenu chernokozhego messii: khronika Rona Dzh. Stila, pytlivogo zhurnalista i avtora prorochestv. Parfrey A. (red.). Kul’tura vremen Apokalipsisa. Ekaterinburg: Ul’trakul’tura, 2005.

Parnov E.I. Nastupit li budushchee? Moscow: Terra, 1999.

Parnov E.I. Tron Lyutsifera. 1­e izd. Moscow: Politizdat, 1985.

Parnov E.I. Tron Lyutsifera. 2­e izd. Moscow: Politizdat, 1991.

Partner P. The murdered magicians. The Templars and their myth. Oxford: Oxford Univ. Press, 1982.

Partridge Ch., Geaves R. Antisemitism, conspiracy culture, Christianity and Islam: the history and contemporary religious significance of the Protocols of the Learned Elders of Zion. J.R. Lewis O. Hammer (eds.). The invention of sacred tradition. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2007.

Payps D. Zagovor: maniya presledovaniya v umakh politikov. Moscow: Novyy Khronograf, 2008.

Pechnikov B.A. «Rytsari tserkvi». Kto oni? Ocherki ob istorii i sovremennoy deyatel’nosti katolicheskikh ordenov. Moscow: Politizdat, 1991.

Pennick N. Sacred geography. Symbolism and purpose in religious structures. San Francisco: Harper & Row, 1980.

Pervushin A. Okkul’tnye voyny NKVD i SS. Moscow: Eksmo; Yauza, 2003.

Piknett L., Prins K. Tayny «Priorata Siona». Moscow: AST, 2009.

Popov G.V. Taynye kul’ty i mirovye konfessii. Lektsii, prochitannye v Vostochnom universitete pri Institute vostokovedeniya RAN v 1997–2000 gg. Moscow: IV RAN, 2000.

Porter L. Kto takie illyuminaty: issledovanie mifa o sekretnom obshchestve. Moscow: Dilya, 2007.

Povel’ L., Berzh’e Zh. Utro magov. Moscow: Mif, 1991.

Prussakov V. Okkul’tnyy messiya i ego reykh. Moscow: Molodaya gvardiya, 1992.

Ravenskroft T. Kop’e sud’by. 2­e izd. Mos­cow; Saint Petersburg: Amfora, 2006.

Ravenskroft T. Kop’e sud’by. Moscow: Kronpress, 1998.

Reynol’ds D.L. Taynye obshchestva: mify i real’nost’. Moscow: Mir knigi, 2007.

Robinson D. Masonstvo. Zabytye tayny. Mos­cow: Kron­press, 2000.

Rudakov A.B. Proekt «Podzemnyy Reykh». A.I. Fursov (red.). De Aenigmate. O tayne. Sbornik nauchnykh trudov. Mos­cow: Tovarishchestvo nauchnykh izdaniy KMK, 2015.

Sedzhvik M. Naperekor sovremennomu miru: Traditsionalizm i taynaya intellektual’naya istoriya XX veka. Moscow: NLO, 2014.

Serrano M. Nashe mirovozzrenie. Moscow: Nasledie predkov, 2002.

Serrano M. Voskreshenie geroya. Moscow.: Rodnoe slovo, 1994. (2­e izd.: 1997).

Serrano M. Zolotaya tsep’. Moscow: Ex Nord Lux, 2007.

Sharpant’e L. Giganty i tayna ikh proiskhozhdeniya. Moscow: Kron­press, 1998a.

Sharpant’e L. Tayny tamplierov. Moscow: Kron­press, 1998b.

Sharru R. Pogibshie miry. Nauchnye sekrety drevnikh. Moscow: Obshchestvo po izucheniyu tayn i zagadok Zemli, 1992.

Shnirel’man V.A. Ariyskiy mif v sovremennom mire: V 2 t. Moscow: NLO, 2015b.

Shnirel’man V.A. Inostrannye agenty: zapadnye istochniki sovremennoy russkoy konspirologii. Istoricheskaya ekspertiza. 2015a. N 4.

Shnirel’man V.A. Konets sveta ili nachalo novogo tsikla? Predstavleniya o kontse vremen v khristianstve i ezoterike. Antropologicheskiy forum. 2014. N 23.

Stefanov Yu. Mistiki, okkul’tisty, ezoteriki. Mos­cow: Veche, 2006.

Telitsyn V.L. Proekt «Anenerbe». Nasledie predkov i Tretiy Reykh. Moscow: AST, 2001.

Telitsyn V.L. Svyatoy Graal’ i Tretiy Reykh. Moscow: Eksmo; Yauza, 2004.

Tobias F. Auch Fälschungen haben lange Beine. Des Senatspräsidenten Rauschnings «Gespräche mit Hitler». K. Corino (ed.). Gefälscht! Betrug in Politik, Literature, Wissenschaft, Kunst und Musik. Frankfurt am Main: Eichborn Verlag, 1990. S. 91–105.

Vasil’chenko A. Okkul’tnyy mif III Reykha. Moscow: Yauza­press, 2008.

Vasserman D., Borkh U. Taynye obshchestva: illyuminaty, frankomasony i Frantsuzskaya revolyutsiya. Rostov­na­Donu: Feniks, 2009.

Viatte A. Les source occultes du Romantism: Illuminism­Théosophie, 1770–1820. Paris, 1979.

Vorob’evskiy Yu.Yu. Anenerbe — okkul’tnyy mech Reykha. M.: Yauza; Eksmo, 2004.

Vorob’evskiy Yu.Yu. Chernyy sneg na belom pole. Massovyy idiotizm kak naukoemkiy produkt. Moscow: Tip. «Novosti», 2011a.

Vorob’evskiy Yu.Yu. Neizvestnyy Gitler. Mos­cow: Eksmo; Algoritm, 2011b.

Yuten S. Nevidimye praviteli i taynye obshchestva. Moscow: Kron­press, 1998.

Zherson V. Natsizm — taynoe obshchestvo. Mos­cow: Kron­press, 1998.

Zhukov D. Okkul’tizm v Tret’em Reykhe. Mos­cow: Eksmo, 2006.

Zubkov S.V. Tretiy Reykh pod znamenem okkul’­tizma. Moscow: Veche, 2007.

Zul’tsbakh V. Dva kornya i formy evreenenavistnichestva. Moscow: Evropa, 2009.

 

 

[1]© В.А. Шнирельман, 2016.

 Исследование проведено при поддержке РНФ грант № 15­18­00143.

 [2] Более 15 лет назад писатель Е.И. Парнов уже выступал против изображения нацистов «оккультными рыцарями» и отмечал, что это является издевательством над памятью их многочисленных жертв. См.: (Парнов 1999: 507–522).

 [3] Позднее полный перевод книги вышел в Киеве. Бержье был участником Сопротивления, затем одно время работал в британской контрразведке, после чего стал журналистом. Ученик Г. Гурджиева, журналист Повель, который и был основным автором книги, несколько лет сотрудничал с консервативной газетой «Фигаро», где писал об оккультизме и тайных обществах, создавая причудливую смесь из эзотерики и популярной фантастики. Но он дистанцировался от правого экстремизма. Об этом см., напр. (Partner 1982: 177; Сэджвик 2014: 346–347).

 [4] Он же указал на множество ошибок в этой книге. См. (Goodrick­Clarke 2002: 113–117). См. также: (Жуков 2006: 17–18). Действительно, Бержье и в дальнейшем показал себя безнадежным фантазером. Об этом недвусмысленно говорят его книги, переведенные на русский язык и выпущенные тем же издательством «Крон­пресс». В одной из них он, например, доказывал, что ряд известных исторических личностей умели перемещаться во времени из одной эпохи в другую. См. (Бержье 2000).

 [5] Жерсон — один из псевдонимов французского ультраправого писателя­конспиролога и масона Пьера Мариэля (1900–1980). В годы войны он сотрудничал с властями Виши и состоял в «Антиеврейском союзе журналистов», а после войны развивал идею о том, что как за коммунистами, так и за нацистами стояла мощная тайная организация (Caillet 2007).

 [6] Жерсон повторил многие преувеличения, допущенные Повелем и Бержье.

 [7] У историков такие авторы (С. Ютен, Л. Шарпантье и пр.) давно пользуются славой фантазеров. См.: (Черняк 1987: 36).

 [8] Здесь ссылки даются по 2­му изд. (М.; СПб.: Амфора, 2006).

 [9] Об амбивалентном отношении нацистов к христианству см., напр. (Шнирельман 2015б: 1: 44–45, 84).

 [10] Эзотерика представляет последние два тысячелетия эпохой Рыб, или иначе эпохой калиюга, которая должна закончиться для современного мира катастрофой и гибелью.

 [11] Уже отмечалось, что эта книга в значительной своей части являлась плагиатом произведения Повеля и Бержье. См. (Жуков 2006: 24). Впрочем, одним из первых на склонность вождей Третьего Рейха к оккультизму указал советский писатель Е.И. Парнов, но он писал об этом с осуждением. См. (Парнов 1985; 1991).

 [12] О том, что Гитлера эзотерика мало интересовала, см. (Сэджвик 2014: 162).

 [13] Примечательно, что около половины всего объема одной из книг Телицына (Телицын 2004) занимали пространные выписки из «Майн Кампф».

 [14] В свою очередь А. Васильченко показывает, что оккультные науки пользовались пиететом только в среде эсэсовцев. См. (Васильченко 2008).

 [15] Первое издание вышло в Нью­Йорке в 1962 г. под названием «История тайных обществ». Под псевдонимом Аркон Дарол выступал выходец из знатной афганской семьи Идрис Шах (1924–1996), проведший основную часть жизни в Англии, где был известен как знаток и учитель суфийской традиции.

 [16] Книга впервые вышла в Париже в 1969 г.

 [17] Эти рассуждения Шарпантье даже повлияли на исследования «священной географии». См., напр. (Pennick 1980: 93–94).

 [18] Книга впервые вышла в Париже в 1967 г.

 [19] Шарпантье давно известен своим буйным воображением и нежеланием следовать строгим научным подходам. См. (Фо 2004: 214–218).

 [20] Исследование Г. Фо со всей очевидностью показало, что у тамплиеров не было никакой тайной доктрины. См. (Фо 2004).

 [21] Это, разумеется, не случайно, так как масоны сами с готовностью поддерживали такие слухи. См., напр. (Манн 2007).

 [22] Оригинал книги вышел в 1982 г. О ее критике см. (Пикнетт, Принс 2009).

 [23] Идея такой мести восходит к концу XVIII в., когда ее использовали клерикалы и роялисты для объяснения Французской революции. Об этом см. (Черняк 1987: 128–129).

 [24] О Соньере см. (Пикнетт, Принс 2009: 149–176).

 [25] О фантазиях де Седа и поддельных «средневековых рукописях» см. (Фо 2004: 211; Пикнетт, Принс 2009: 251–262).

 [26] Впервые эта книга вышла в 1996 г. О ее критике за вольное обращение с источниками и прямые ошибки см. (Пикнетт, Принс 2009: 317–321).

 [27] О связях Уэбстер с крайне правыми, включая фашистов, см. (Goodrick­Clarke 2002: 283; Портер 2007: 167–174).

 

61