Cookies помогают нам улучшить наш веб-сайт и подбирать информацию, подходящую конкретно вам.
Используя этот веб-сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем coockies. Если вы не согласны - покиньте этот веб-сайт

Подробнее о cookies можно прочитать здесь

 

Клейтман А.Л. Рецензия: Майорова А.С. История культуры Саратовского края: Культура Саратовского края до начала XX века. Саратов, 2013

Клейтман А.Л. Рецензия: Майорова А.С. История культуры Саратовского края: Культура Саратовского края до начала XX века. Саратов, 2013 // Историческая Экспертиза. 2014. № 1. С. 233-237.

 

Рецензируемая книга представляет собой учебное пособие для студентов- историков Саратовского государственного университета, изучающих в рамках спецкурса историю культуры Саратовского края. Кроме того, по замыслу автора, она адресована учителям школ и всем, интересующимся историей Саратовского Поволжья.

Под термином «Саратовский край» автор, продолжая сформировавшуюся в историографии XIXстолетия традицию, понимает территорию Саратовской губернии, к которой относилась территория современной Саратовской области и большая часть современной Волгоградской области. В тот период времени, которому посвящено учебное пособие, данная территория представляла собой единое пространство, как в административном, так, во многом, и в экономическом и культурном отношении.

Хронологические рамки учебного пособия охватывают конец XVIIIстолетия — первую половину XIXвека, то есть период со времени создания Саратовского наместничества в 1780-х гг. и до 1850-х гг. В середине XIX века, в результате реализации Великих реформ Александра II, в Поволжье произошли важные изменения, затронувшие все сферы жизни общества, в том числе, коренным образом преобразился культурный облик региона.

Работа состоит из введения, четырех разделов, выделенных по проблемному принципу, заключения, списка источников и литературы.

Во введении, как это принято в диссертациях и монографиях, посвященных историческим проблемам, А.С. Майорова обозначила теоретико-методологические основания и принципы своей работы. Развивая мысли ряда отечественных философов и методологов исторической науки, автор обосновала возможность выделения культуры Саратовского Поволжья, то есть культурного пространства отдельной области или региона, в качестве предмета научного исследования и соответствующего учебного курса.

По аргументированному мнению автора, несмотря на то, что население Саратовского Поволжья в изучаемый период было полиэтничным, роль системообразующего элемента в общем процессе культурного развития играла культура русского народа. Как отметила А.С. Майорова, иностранные поселенцы, проживавшие на территории Саратовской губернии, несмотря на свою относительную многочисленность, составляли замкнутое сообщество и за пределами мест своего проживания не оказывали заметного влияния на культурное развитие региона. Исходя из этого, автор сделала предметом своего рассмотрения культуру русского населения региона. На наш взгляд, если бы рецензируемая работа представляла собой научный труд — диссертационное исследование или монографию, для полного раскрытия заявленной темы необходимо было бы рассматривать культурное пространство Саратовского Поволжья как мозаичное, то есть изучать культуру региона, как несколько культурных пространств, вне зависимости от того, насколько они были связаны друг с другом. В таком случае, обязательно нужно было бы посвятить отдельные разделы книги культуре немецких колонистов, культуре местного мордовского, чувашского населения и т. д. В данном случае, поскольку книга, по замыслу автора, является учебным пособием по конкретному курсу, допустимо было оставить за рамками работы сюжеты, связанные с культурой других этносов Саратовского края: этот круг вопросов может быть изучен студентами в рамках других учебных предметов.

А.С. Майорова предлагает осмысливать «культурное пространство» региона с социологических позиций, то есть рассматривать его как «синтез культурных пространств различных социальных групп». Следуя этому, сформулированному на первых страницах своей книги тезису, исследовательница структурировала учебное пособие: первый и второй разделы посвящены народной и дворянской культуре Саратовской губернии соответственно, в третьем разделе рассматривается общественно-культурная среда и культурный потенциал Саратова, как губернского города, четвертый раздел посвящен анализу особенностей общественно-культурной среды уездных городов Саратовской губернии.

В первом разделе книги, проанализировав особенности развития народной культуры региона в конце XVIII— первой половине XIXвв., А.С. Майорова пришла к выводу, что, в целом, народная культура русского населения региона обладала всеми чертами, присущими этнической культуре русских, но, при этом, имела ряд особенностей, проявлявшихся в фольклоре, литературном творчестве, хозяйственной деятельности, быту. Причины этих особенностей были связаны со значительным процентом старообрядческого населения, а также украинцев, мордвы, татар, чувашей, проживавших в крае. В качестве основных факторов, определявших развитие народной культуры региона, исследовательница выделила постоянное увеличение населения Саратовской губернии за счет выходцев из других областей России, а также религиозную политику правительства, направленную на ограничение влияния на русское крестьянство со стороны иностранных поселенцев, исповедавших католичество и протестантизм, и старообрядцев.

По справедливому мнению А.С. Майоровой, специфическая дворянская культура не играла существенной роли в организации культурного пространства в Саратовском Поволжье, в отличие от тех регионов России, где дворянство с давних пор составляло значительный контингент местного населения. Тем не менее, с конца XVIIIстолетия в Саратовской губернии стали появляться первые дворянские усадебно-парковые комплексы, наиболее крупными из которых были усадьбы князей Куракиных и Голицыных, довольно быстро, по выражению исследовательницы, ставшие «своего рода трансляторами высоких достижений дворцово-паркового искусства и образцами дворцовых музеев для окрестных дворян»[1]. Именно дворянство было той социальной группой Саратовского Поволжья, которая принимала наиболее активное участие в научной и культурной жизни России указанного периода.

Наибольший интерес представляет раздел рецензируемый книги, посвященный социокультурному развитию Саратова как губернского центра в конце XVIII— первой половине XIXвв., поскольку в нём А.С. Майорова продемонстрировала, как происходило превращение маленького провинциального городка в полноценный город, вскоре ставший одним из крупных культурных и научных центров России. В качестве важных факторов и одновременно проявлений этого процесса исследовательница выделила становление институтов распространения и использования знаний — зарождение книжной торговли, появление первых музейных коллекций, открытие библиотеки, начало издания первой газеты — Саратовских губернских ведомостей. Большое значение для преобразования культурного пространства губернского города имело открытие театра в первые годы XIXстолетия. Опираясь на источники, А.С. Майорова показала, что новое увеселительное заведение было очень популярным среди «черни», то есть недворянского местного населения, которое, находясь в театре, могло вплотную соприкасаться с аристократической жизнью, наблюдая её на сцене[2].

Оригинальный подход к осмыслению культурного пространства региона был использован автором рецензируемой работы в четвертом разделе книги, посвященном особенностям культурного развития уездных городов Саратовской губернии. По мнению А.С. Майоровой, города Саратовского Поволжья в конце XVIII— первой половине XIXстолетия можно разделить на три условные группы.

К первой из них исследовательница отнесла города-крепости — Царицын, Камышин и Петровск. В этих городах, ко времени создания Саратовского наместничества уже утративших военно-стратегическое значение, значительный процент местного населения составляли потомки представителей военных сословий. Здесь сохранялись остатки старых оборонительных сооружений, которые способствовали поддержанию интереса местного населения к истории своих городов. В отличие от сельских поселений, в бывших крепостях Саратовского Поволжья существовали традиции городского летописания, проявлялась тенденция к мемориализации предметов, связанных с историей этих городов (например, в Царицыне хранились трость и картуз Петра I, которые император оставил местным жителям во время посещения города).

В особую группу А.С. Майорова выделила города Вольск, Хвалынск и Кузнецк, основу экономического уклада которых, составляла торгово-промышленная и ремесленная деятельность. По мнению исследовательницы, наиболее ярким примером купеческого, торгового города являлся Вольск (Волгск, Волжск). Здесь ежегодно проводились крупнейшие ярмарки, на которые съезжались купцы из центральных и северных областей России, а также торговцы из восточных стран — армяне, персы, турки, китайцы и т. д. В Вольске было довольно много каменных построек, что свидетельствовало о зажиточности местного населения. Современники, в том числе иностранцы, отмечали чистоту и живописность городка. Уникальность архитектурному облику города придавали два больших собора, по размеру и убранству не уступавшие большим столичным православным храмам.

В городах третьей группы — Аткарске, Сердобске, Балашове и заволжских Новом Узене, Николаевске и Цареве характер экономики и жизненный уклад населения определяло земледелие. Эти населенные места не были городами в полном смысле этого слова: в них практически не было каменных зданий, здесь проживали всего несколько человек, относившихся к купеческому сословию, учебные заведения здесь стали открываться позже, чем в других городах губернии, народная культура определяла повседневную жизнь местного населения.

В заключении А.С. Майорова подвела итоги своего исследования, сделала ряд оригинальных выводов относительно социокультурного развития Саратовского Поволжья в конце XVIII— первой половине XIXвв. По мнению исследовательницы, начало активного процесса формирования культурного пространства региона следует отнести к 1780-м гг., когда было учреждено Саратовское наместничество как административно-территориальная единица. С этого времени активизировалась колонизация Саратовского Поволжья русским населением, население региона стало более разнообразным в социальном плане — увеличилась численность дворянства, купечества, мещанства, что послужило причиной ослабления позиций русской народной культуры в регионе. Открытие новых учебных заведений в губернском и уездном городах привело к появлению контингента образованных чиновников и священнослужителей, то есть местной интеллигенции. В результате административных и социально-экономических преобразований существенным образом изменилось социокультурное пространство региона, расширилось культурное взаимодействие как внутри губернии, между губернским центром и уездными городами, так и вне её, то есть губернского города со столицами, откуда стали поступать импульсы к развитию культурной среды в определенных направлениях.

Учебное пособие А.С. Майоровой «История культуры Саратовского края: культура Саратовского края до начала XXвека. (Часть 1. Конец XVIII— первая половина XIX века)» является самостоятельной, выполненной на высоком профессиональном уровне работой. По логике построения, структурирования и подачи материала, рецензируемая книга является скорее монографией, научным исследованием, нежели учебным пособием, в привычном понимании этого термина. Работа А.С. Майоровой основана на анализе исторических источников, в том числе архивных материалов, и критическом осмыслении существующей историографии. Многие положения и выводы, содержащиеся в книге, являются результатом самостоятельной аналитической работы автора и обладают научной новизной. Рецензируемая книга обогащает существующие в историографии представления о развитии русской культуры XVIII— XIXвв., позволяет по-новому осмыслить многие вопросы, связанные с модернизацией культурного пространства России в этот период времени. Работа А.С. Майоровой будет полезна для широкого круга специалистов по культурологии, истории культуры, отечественной истории, региональной истории Поволжья.

[1] Майорова А.С. История культуры Саратовского края: Культура Саратовского края до начала XX века. (Часть 1.Конец XVIII— первая половина XIX века.) Саратов: Изд. центр «Наука», 2013. С. 120.

[2] Там же. С. 170.

234