Cookies помогают нам улучшить наш веб-сайт и подбирать информацию, подходящую конкретно вам.
Используя этот веб-сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем coockies. Если вы не согласны - покиньте этот веб-сайт

Подробнее о cookies можно прочитать здесь

 

Голубев А. В. Две стороны LAP Lambert Academic Publishing: несколько слов о соблазнах и последствиях легкой научной публикации

 Голубев А. В. Две стороны LAP Lambert Academic Publishing: несколько слов о соблазнах и последствиях легкой научной публикации // Историческая Экспертиза. 2014. № 1. С. 112-114.

 

Производство научных текстов в последние несколько десятилетий превратилось в выгодную коммерческую деятельность. Количественный рост университетов и исследовательских институтов и общемировое стремление к наукометрии, где печатный текст является основным критерием успешности, сформировали крупный и прибыльный рынок. Разумеется, коммерческие издатели на рынке научных публикации – явление не новое, однако именно в последнее время крупные издательства, такие как голландский Elsevier или британский Taylor & Francis, в массовом порядке переманили под свое крыло ведущие научные журналы. Можно спорить о плюсах и минусах данного процесса – с одной стороны, эти издатели получают прибыль, используя безвозмездный труд авторов и рецензентов; с другой стороны, их прибыль основана на репутации их журналов, и издатели кровно заинтересованы в том, чтобы публикуемые ими тексты отражали ведущие тенденции и результаты в своих областях. Другое любопытное явление, связанное с коммерциализацией производства научных текстов – появление т.н. «издательств по требованию». В отличие от традиционных издателей, они получают прибыль на продаже не нескольких сотен или тысяч, а уже буквально нескольких экземпляров каждой публикуемой книги. Самым известным из них в России является LAPLambertAcademicPublishing, проводящий активную, если не сказать агрессивную, маркетинговую политику в российском научном сообществе. В данном тексте на примере издательства LAPLambertAcademicPublishingя и хотел бы поговорить о специфике данного вида публикаций.

Самыми привлекательными аспектами работы с издательствами, подобными LAP, является простота, скорость и отсутствие необходимости собственных финансовых вложений. Их представители, как правило, сами выходят на потенциальных авторов с предложениями опубликовать в их издательстве в форме монографии либо диссертационное исследование, либо переработанную статью. От согласия до публикации проходит примерно два месяца. Все опубликованные издания получают ISBN. LAP базируется в Германии, поэтому опубликованная монография автоматически получает статус международной, что особенно полезно для отчетов. Книги, опубликованные в LAP, можно приобрести через интернет-магазины как в России, так и за рубежом. Иными словами, выгоды, которые сулит данный формат академической печати, кажутся очень привлекательными. Неслучайно, что на сайтах российских университетов все чаще и чаще можно встретить поздравления сотрудникам, опубликовавшим монографию (иногда не первую) «в одном из ведущих мировых издательств LAPLambertAcademicPublishing…».

LAP, впрочем, едва ли можно назвать «ведущим мировым издательством». Специфика его деятельности заключается в том, что в отличие от традиционных издателей, LAPполучает прибыль на продаже не нескольких сотен или тысяч, а уже буквально нескольких экземпляров каждой публикуемой книги. Получается это у него за счет абсолютной минимизации всех расходов. Во-первых, издательство никак не работает с рукописью. После подписания контракта автору присылается ссылка с доступом к онлайн-системе макетирования, куда нужно загрузить рукопись и выбрать оформление обложки. Ни редактора, ни корректора издатель не предоставляет, и все ошибки и опечатки, допущенные в тексте, окажутся в опубликованной книге. Так, в нескольких изданиях LAP можно найти опечатки и стилистические ошибки в уже названии книги, не говоря уже про основной текст. Отсутствие института рецензирования приводит к тому, что LAP публикует фактически все присланные тексты, включая бакалаврские и магистерские работы и компиляции статей из Wikipedia. Иными словами, издатель не гарантирует качество своих публикаций – ни содержательно, ни в плане оформления – и о какой-то репутации на международном уровне в случае LAP говорить не приходится. Хорошие тексты просто теряются среди массы работ, опубликованных ради галочки в отчете или из тщеславия. Если у этого издателя и есть репутация, то сугубо отрицательная.

Второй аспект, связанный с минимизацией расходов в LAP, заключается в том, что все книги публикуются тиражом один экземпляр – тот, который присылается автору – а дальнейшие экземпляры печатаются по ходу поступления заказов. Несмотря на то, что издатель позиционирует себя как академическое издательство, о распространении научного знания в его случае речи не идет. Если автор хочет, чтобы опубликованная монография была в университетской библиотеке, в РНБ и РГБ, а также в других местах, куда обычные издательства автоматически рассылают свою продукцию, каждый экземпляр нужно покупать за сумму от 60 до 120 евро и рассылать за свой счет. Отсутствие «лишних» копий приводит и к тому, что опубликованные в LAP работы исключены и из международной циркуляции знания. Простой эксперимент. Существует сводный каталог мировых библиотек: www.worldcat.org. Если поискать в нем книги, выпущенные, например, издательством Петрозаводского государственного университета, то выясняется, что в библиотеках Северной Америки есть по несколько экземпляров даже тех книг, который были опубликованы тиражом 100 экземпляров. Через североамериканский МБА исследователь из любого канадского или американского университета может получить любую из этих книг в течение недели-двух. Излишне говорить, что публикации LAP, если автор не вложит сотни евро в их приобретение и рассылку, априори исключены как из российской, так и международной системы научного знания. Более того, если в какой-то момент LAP решит выйти из бизнеса, то во всем мире останется только один экземпляр – тот, который на руках у автора.

Не секрет, что российское гуманитарное знание провинциализировано даже в той сфере, где оно должно быть на переднем крае науки – т.е. в исследованиях о России. Деятельность издательств, подобных LAP (а это не единственный игрок на поле бизнеса printondemandв академической среде) лишь усугубляет провинциализацию российского знания, поскольку в основной своей массе их продукция – это публикации с минимальной читательской аудиторией. Но, как всегда, это двухсторонний процесс, поскольку не бывает предложения без спроса. Деятельность LAP успешна, поскольку в российской научной среде, к сожалению, до сих пор доминирует погоня за количественными показателями в ущерб качественным. Представляется, что в данном случае сдвиг в положительную сторону как раз и может обеспечить профессиональное сообщество, если в нем будет известно не только о соблазнах, но и последствиях легкой и быстрой научной публикации в издательствах, работающих по модели printondemand.

422