Cookies помогают нам улучшить наш веб-сайт и подбирать информацию, подходящую конкретно вам.
Используя этот веб-сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем coockies. Если вы не согласны - покиньте этот веб-сайт

Подробнее о cookies можно прочитать здесь

 

Чумакова Т.В. Новая экспозиция «РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ» в Государственном музее истории религии*

Чумакова Т.А. Новая экспозиция «Русское православие» в Государственном музее истории религии // Историческая Экспертиза. № 4. 2016. С. 276-291.

Открытие новой экспозиции «Русское православие» состоялось в Государственном музее истории религии в самом конце 2015 г. Экспозиция рассказывает об особенностях православия как восточной ветви христианства,[1] о православном вероучении и культе, о монастырях и монашестве на Руси, о почитании святых и Богоматери, о православном богослужении и таинствах. Экспозиция знакомит посетителей также с основными этапами истории Русской православной церкви, начиная с крещения Руси и заканчивая началом XXI в. В исторических разделах освещается история церковно-государственных отношений в России. По сравнению с прежней (2001–2014 гг.), новая экспозиция впервые продолжена до современности (ранее она заканчивалась 1917 г.).

Экспозиции, посвященные православию, были представлены в Музее истории религии всегда, с первых лет его существования (см. Шахнович, Чумакова 2014). Изменения экспозиций отражали изменения, происходившие в государственной идеологии, которую музейщики не могли игнорировать, но основным принципом построения экспозиций по истории православия всегда был историко-тематический принцип (Емелях 1981). Отличия, конечно, есть, и достаточно существенные: если ранее в экспозиции было представлено достаточно много материалов, посвященных истории свободомыслия, антиклерикальным настроениям и истории атеизма (История православия… 1960; Музей истории религии… 1981), либо, напротив, религиозной критике свободомыслия (так, например, экспонировалась копия фрески, сделанной в 1883 г. в церкви села Тазова Курской губернии, «Лев Толстой в аду»), то в современной экспозиции эти темы максимально сглажены.

Обращает на себя внимание, что в новой экспозиции выставлено большое количество экспонатов, которые впервые выявлены в фондах, атрибутированы сотрудниками ГМИР и отреставрированы в реставрационных мастерских музея; появилось много новых тематических разделов, которые позволяют более полно представить посетителю разнообразные аспекты жизни Русской православной церкви. Также активно используются современные мультимедийные музейные технологии, что дает возможность внимательному посетителю подробно ознакомиться с проблемой.

Экспозиция открывается комплексом, посвященным «Крещению Руси». Икона «Святой апостол Андрей Первозванный» иллюстрирует летописную легенду о «хожении» апостола Андрея Первозванного по славянским землям от Киева до Новгорода. Авторы раздела стремились раскрыть исторические предпосылки и причины принятия христианства на Руси в конце Х века. Большое внимание уделено влиянию христианства на культуру восточных славян после вхождения их земель в Pax Christiana.

В музее хранится большая коллекция произведений искусства (картины, фрески, скульптура, рисунки) (см. Русское искусство в собрании… 2007), и традиционно, с момента открытия музея, она активно используется в экспозициях. Вспоминая некоторые экспозиции ГМИРа, которые приходилось видеть в последние полтора десятилетия, хочется отметить, что иногда желание создателей экспозиции показать все те замечательные картины и скульптуры, которые могут рассказать о том или ином религиозном феномене, заслоняло основную задачу — популярное, но в то же время достаточно информативное изложение сути данного феномена. Конечно, тут необходима умеренность, и понимание того, что, экспонируя историческую живопись XIX–XX вв., мы заставляем посетителя смотреть на историю религии глазами художника определенной эпохи. В новой экспозиции «Православие» можно видеть много картин; так, в первом блоке представлена картина исторического живописца И. Л. Эггинка «Выбор веры» (1822), сюжет которой основан на легенде «о выборе вер», изложенной в «Повести временных лет». На ней художник изобразил четыре посольства, которые прибыли к князю Владимиру из Волжской Булгарии, Рима, Хазарии и Византии. Владимир изображен принимающим из рук грека Евангелие. Изображение крестителя Руси можно видеть и на представленной в экспозиции недавно отреставрированной иконе «Св. князь Владимир» из деисусного чина. Рассказ о крещении киевлян в водах Днепра иллюстрирует горельеф И. П. Витали «Крещение киевлян» (1855). Впервые экспонируемая картина А. И. Транковского «Князь Владимир и царевна Анна», икона «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные», в среднике которой изображен первый русский иконописец Алипий, скульптура М. М. Антокольского «Нестор-летописец», культовое медное литье XII–XV вв., по замыслу авторов экспозиции, рассказывают о первых столетиях христианства на Руси и о влиянии христианства на становление отечественной культуры.

Конечно же, в экспозиции, рассказывающей об истории православия в России, нельзя было обойтись без рассказа о книжности, о создателях славянской азбуки и переводчиках богослужебной литературы на славянский язык, святых, почитаемых как в православии, так и в католицизме, равноапостольных Кирилле и Мефодии. Их образы можно видеть на представленной в соответствующем разделе иконе конца XIX в. «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий в житии». В экспозиции присутствует и один из древнейших памятников славянской книжности — факсимильное издание Остромирова Евангелия.

В разделе представлены также коллекция медалей с изображениями первых русских князей, начиная с Рюрика, из серии «История Российского государства в портретах русских государей», которая была создана в 1768–1774 гг. по заказу Екатерины II. Появление в экспозиции этих медалей, по всей вероятности, связано с тем, что история православия в России у нас осмысляется прежде всего как история церковно-государственных отношений, и тесно увязывается с историей власти. На экранном пространстве над витриной демонстрируется фильм «Храмы Древней Руси».

В разделе «Православное вероучение» представлены иконы «Троица Новозаветная», «Троица Ветхозаветная», «Шестоднев», в которых символически раскрываются основные положения православной догматики. Украшением этого раздела является большеформатная икона «Страшный суд».

В экспозиции также есть и аллегорические иконы, игравшие прежде всего дидактическую роль. В отечественной традиции они получили распространение с конца XVI столетия, когда появляется много произведений, посвященных анализу человеческой телесности, психосоматики человека, его смертности и бессмертия и т. д. От этого времени сохранились иконы, повествующие о пути человека к смерти, книжная миниатюра и несколько позже — «народные картинки» (лубок). Одним из первых подобные образы описал А. С. Уваров, в собрании которого они и находились (Уваров 1910). Иконографическую основу подобных икон составляют: «Слово от видения апостола Павла», молитвы на успение, а также другие произведения, основной темой которых были «путь человеческий» и «память смертная». Представленная в экспозиции ГМИР аллегорическая икона «Бренность жизни» напоминает об этих образах. Там же представлена и другая аллегорическая икона «Душа чистая». Это очень популярный с XVI столетия сюжет, позже активно использовавшийся авторами лубков и старообрядческими иконописцами. Женская крылатая фигура с короной на голове истолковывается обычно двояко: и как образ Богородицы, и как символ Церкви, впрочем, одно другому вовсе не противоречит, поскольку в христианской традиции Богородица сама выступает символом церкви. Икону (или лубок) обычно дополняют другие аллегорические изображения, восходящие к «Апокалипсису» Иоанна Богослова.

Отдельный раздел экспозиции посвящен «Почитанию Богоматери» в православии. Представленные здесь иконы — «Богоматерь Тихвинская с житийными клеймами» (вторая половина XVIII в.), «Богоматерь Владимирская» (1701 г., К. Уланов), «Богоматерь Смоленская» (1693 г., Я. Рокитин), являются наиболее почитаемыми в народе образами, связанными с различными событиями русской истории. Две последние иконы, созданные иконописцами Оружейной палаты Московского Кремля, относятся к числу редко встречающихся в православном искусстве подписных икон. В экспозицию включены две аллегорические иконы, в основу иконографии которых были положены богородичные песнопения и молитвы: «Величит душа моя Господа» и «Что Тя нарячем». О традициях народного почитания Богородицы напоминают предметы декоративно-прикладного искусства с изображением Богородицы (шитые иконы из бисера, эмалевые образки).

Создатели экспозиции постарались также рассказать о культе святых, выбрав для этого наиболее любимых народом: Николая Мирликийского, Георгия Победоносца и Параскеву. Как и в предыдущих экспозициях, экспонируются не только иконы, но и редкая деревянная полихромная скульптура. Так, представлена икона ХVI в. Николая Чудотворца, деревянная полихромная скульптура XVIII в. «Святой Николай Можайский» и деревянная скульптура XVII в. «Параскева Пятница». В разделе также выставлена специально отреставрированная для новой экспозиции большая икона XVII в. «Святые князья Борис и Глеб в житии». Стремясь максимально широко представить различные детали культа святых и его место в богослужебной практике, авторы экспозиции уже традиционно представили и минейные иконы, которые служили своего рода живописным церковным календарем. Представленная в разделе минейная икона на май из собрания ГМИР выполнена в технике ростовской живописи на эмали — финифти.

Конечно же, рассказ о почитаемых на Руси святых был бы неполон без юродивых. Картина К. В. Лебедева «Христа ради юродивый» изображает одного из самых известных юродивых — Василия Блаженного, жившего во времена Ивана Грозного и прославившегося своими смелыми обличениями царя и его опричников.

Следующий раздел экспозиции «Монастыри и монашество на Руси» рассказывает об основателях крупнейших русских обителей. Представлены иконы «Антоний и Феодосий Печерские» (XVIII в.), житийная икона «Преп. Сергий Радонежский» (начало XX в.), «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие» (XVIII в.), «Преподобный Кирилл Белозерский» (XVII в.) и др. Большинство икон с изображениями преподобных создавались в монастырских иконописных мастерских.

В экспозицию включены предметы, связанные с Соловецким монастырем: оловянные потир и дискос 1775 г. с дарственной надписью архимандрита Геннадия; «Распятие» XVII в., колокол и монастырский Синодик. Представленные в разделе пушка, ядра, пики и бердыши из Соловецкого монастыря наглядно показывают, что монастыри на Руси были не только «крепостями духовными», но и могли играть роль фортификационных сооружений. О 16-месячной обороне Троице-Сергиева монастыря в 1608–1610 гг. напоминает картина художника С. Д. Милорадовича. Кратко рассказывается о монастырских тюрьмах, которыми больше всего «прославились» Соловки и Спасо-Евфимиев монастырь. К сожалению, в экспозиции не упоминается знаменитое Соловецкое восстание 1668–1676 гг. Возможно, это связано с тенденцией к сглаживанию церковно-государственных отношений в истории России, со стремлением представить их «симфонически».

О монашеской жизни рассказывают экспонаты, расположенные в витрине, представляющей собой реконструкцию монашеской кельи. Облачение схимника, тяжелые вериги, скульптура «Нил Столбенский» являются наглядной иллюстрацией аскетизма как монашеского идеала. В экспозиции находятся также постригальные ножницы, параман и параманные кресты. На экране в витрине демонстрируется мультимедийная программа «День монаха», рассказывающая о повседневной жизни монахов в православных обителях.

Не обошли вниманием устроители экспозиции и тему женской святости и женской монастырской жизни в России. Живописная икона начала XX в. изображает преподобную Анну Кашинскую, история официального прославления которой является одной из самых сложных и драматичных в истории русской православной церкви. В ходе работы над экспозицией был собран большой материал по теме «Монастырские промыслы», в витрине представлена паломническая сувенирная продукция различных монастырей: деревянные резные иконки и кресты, эмалевые образки, шитье и др.

Рассказ о православном богослужении начинается с объяснения устройства православного храма и высокого иконостаса. В центре иконостаса расположены Царские врата, через которые во время службы в алтарь входят священнослужители. В экспозиции представлены царские врата ХIX в. с изображением на них сцены «Благовещение» и четырех евангелистов, а также сень над ними с изображением таинства евхаристии. О евхаристии и литургии рассказывается с помощью предметов, использующихся во время литургии: напрестольные Евангелие и крест; дарохранительница, потир, дискос, звездица, тарели и воздухи. Большинство этих богослужебных предметов выполнены из серебра в известных мастерских Москвы и Санкт-Петербурга в XVIII–XIX вв. Так, находящееся в экспозиции напрестольное Евангелие выполнено в 1844 г. в известнейшей московской фирме И. П. Сазикова.

Представленные в этом разделе три полных облачения православных священнослужителей — дьякона (стихарь и орарь), священника (подризник, фелонь, набедренник, камилавка) и епископа (саккос, палица, митра) — по замыслу авторов экспозиции, иллюстрируют таинство священства. Надо отметить, что новая экспозиция «Русское православие» более подробно по сравнению с прежней знакомит посетителей с православными таинствами. Так, в экспозиции этого раздела представлена купель, нательные крестики, прибор для миропомазания, брачные венцы и венчальные свечи, свидетельство об исповеди. В разделе впервые выставлен уникальный предмет, хранящийся в фондах ГМИР — ковш с длинной рукоятью для разливания святого миро.

В экспозиции появился еще один новый раздел — «Православные праздники», в котором представлены иконы двунадесятых праздников. Это иконы из праздничного ряда иконостаса, выполненные в начале XX в. в мастерской мстёрского иконописца М. И. Дикарева: «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», а также две иконы XVIII в. — «Воскресение Христа (Сошествие во ад)» и «Успение Богоматери». В экспозицию включены материалы, которые рассказывают о религиозном аспекте царского / императорского служения в России. Это новый раздел экспозиции «Помазанники Божии». Акцент сделан на средневековом учении о власти. При просмотре экспозиции вспоминаются труды Иосифа Волоцкого, создавшего целостное учение о царской власти. Основываясь на евангельских текстах (Мф. 22), Волоцкий обосновывает необходимость жесткого разделения властей, и выдвигает на первый план идею служения. Согласно этой идее князь, отрекаясь от личной воли, осуществляет свою миссию как монашеское послушание. Но при этом он несет не только земную ответственность за свои деяния и деяния своих подданных, но и мистическую. В еще большей мере это касается царя — помазанника Божьего, облеченного властью Богом и невольного даже отречься. Впрочем, вспоминаются и сочинения Ивана Грозного. «Грозный царь», считая, что самим Богом ему поручен надзор не только над телами, но и над душами подвластных людей, считал, что может вмешиваться и в церковные дела, поскольку перед ним все равны. В разделе представлены экспонаты, рассказывающие в основном о церковно-государственных отношениях в период правления династии Романовых: начиная от «симфонии» времен царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета (центральный экспонат раздела — декоративное блюдо «Коронация Михаила Федоровича на царство в 1613 году»), до времени правления императора Александра III (картина И. К. Макарова «Христос благословляет семью Александра III» и хромолитографии, изображающие коронацию и миропомазание императора Александра III).

В экспозиции также представлены предметы, связанные с ключевыми событиями в жизни российских императоров: экспонируется мерная икона «Святой Александр Невский», выполненная после рождения будущего императора Александра II (1818–1881), и деревянный напрестольный крест из церкви Аничкова дворца, в клеймах которого изображены взрыв бомбы на Екатерининском канале 1 марта 1881 г. и император Александр II на смертном одре. В экспозиции также представлена икона «Богоматерь Всех скорбящих радость с грошиками и избранные святые», написанная в честь спасения императорской семьи Александра III во время крушения поезда в Борках 17 октября 1888 г.

В экспозиции представлены также дары и вклады императоров в различные церкви и монастыри, в частности серебряная дарохранительница (1737 г.) и брачные венцы, подаренные императрицей Анной Иоанновной ко дню венчания племянницы императрицы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом в 1739 г.

К сожалению, в экспозиции не представлена картина, которая много лет экспонировалась в ГМИРе, а сейчас вернулась в фонды. Это полотно, выполненное по заказу игумена Воскресенского монастыря и идейного вдохновителя «Союза русского народа» игумена Арсения (Алексеева), — «Дни отмщения постигоша нас, покаемся, да не истребит нас Господь» достаточно хорошо иллюстрирует концепцию царской власти и идею «симфонии». В центре картины в столбе света, символизирующем потоки благодати — силы, идущей от Бога, изображена коленопреклоненная молящаяся императорская семья, вокруг нее стоят «верные» — рядовые черносотенцы и крупные деятели черносотенного движения. Они символизируют ангельские силы, собравшиеся, чтобы защитить «мир Божий» от «дьвольских сил» революции. Именно как исполнение божественного замысла понимал цель «Союза русского народа» его основатель игумен Арсений, который писал: «Господь вложил мне благую мысль оказать противостояние революции открытием Союза Русского Народа» (Хижий 2005). Эта мысль подтверждается надписью на картине: «Ныне по примеру ангелов защищают Царскую власть от бесов главные учредители Союза Русского Народа… В священных книгах сказано, что, когда люди уклонялись в идолопоклонство, Бог истреблял их». Последнее предложение говорит о целях движения — это уничтожение «бесов», к которым относятся все те, кто не поддерживает царскую власть (среди «бесов» на картине можно видеть и писателя Льва Толстого). Картина удивительно точно воспроизводит схему рассуждений черносотенцев и их современных последователей: культ любой власти, поддерживающей православие (при этом всякой высшей власти приписывается божественное происхождение, и таким образом даже Сталин становится для современных православных радикалов «защитником православия») и демонизация всех ее реальных и потенциальных противников.

В разделе, посвященном истории Церкви в XII–XVII вв., основная часть экспонатов — картины русских художников второй половины XIX в. Государственный музей истории религии обладает коллекцией исторической живописи, представленной именами М. В. Нестерова, В. М. Васнецова, А. В. Маковского и др. Многие полотна экспонируются в экспозиции впервые, как, например, картина М. В. Нестерова «Святой князь Александр Невский», на которой князь изображен молящимся перед иконой Богоматери.

В разделе рассказывается о деятельности церкви в годы монголо-татарского ига и ее роли в борьбе против Золотой Орды. Привлекает внимание центральный экспонат, посвященный этой теме, — картина В. М. Васнецова «Битва на Куликовом поле» (1915), где в первых рядах воинов изображены сражающиеся за свободу Руси монахи Пересвет и Ослябя, посланные Сергием Радонежским в войско Дмитрия Донского. Картина В. М. Васнецова «Митрополит Алексий» изображает выдающегося церковного деятеля конца ХIV в., много сделавшего для объединения Руси вокруг Москвы. С именем первого московского митрополита Петра (икона Н. С. Емельянова «Св. митрополит Петр в житии») связан перенос митрополичьей кафедры в Москву. К сожалению, религиозный аспект темы «монголо-татары и Россия» раскрыт не полностью. Можно было бы рассказать о том, как менялось отношение к монголо-татарскому игу от его восприятия как казни Божьей и сотрудничества церкви с ордынскими властями и до борьбы с ордынцами. В экспозиции нашел отражение лишь последний момент.

Впервые в экспозиции выставлен после реставрации макет колокольни Ивана Великого. Использование макетов в экспозиции было традиционным для МИРа с первых лет его существования, и возвращение макетов в экспозицию кажется верным решением.

В этом разделе также представлены материалы, характеризующие роль Церкви в централизации Русского государства в ХV–ХVI вв. Ключевой фигурой истории Руси этого периода является царь Иван IV (Грозный). На картине В. В. Пукирева «Иван Грозный в молельне» (1884 г.) художник постарался отобразить противоречивую личность царя: гимнографа, книжника, молитвенника и кровавого тирана. Царь стремился установить контроль над разными сферами жизни, упорядочить светскую и духовную жизнь страны. При нем делаются первые попытки реформирования правовой системы, а также создается множество произведений, определяющих границы и структуру культурного локуса «Святой Руси» — богоизбранной страны, в реальном пространстве которой сбываются древние пророчества и строится Небесный Иерусалим, и тут можно вспомнить «Сказания о князьях Владимирских», «Стоглава», «Степенную книгу царского родословия», «Домострой», а также «Великие Минеи Четьи» митрополита Макария, современная икона которого представлена в экспозиции. Памятники, которые перечислены выше, в экспозиции никак не представлены, что, возможно, объясняется ограниченностью выставочного пространства. В экспозицию также включены материалы, рассказывающие об установлении патриаршества в период правления царя Федора Иоанновича: литография «Первый русский патриарх Иов».

Специальный раздел посвящен Смуте XVII в. В нем находится икона начала XХ в., написанная, скорее всего, к празднованию 300-летия дома Романовых, изображающая патриарха Гермогена, который в 1612 г. призывал к всенародному восстанию против интервенции Речи Посполитой и был заключен за это в Чудов монастырь, где умер от голода.

Богослужебная реформа патриарха Никона и порожденный ею церковный раскол нашли отображение в разделе «Церковный раскол середины ХVII в.». В экспозиции имеются материалы, рассказывающие о патриархе Никоне: икона «Кийский крест с предстоящими» середины XVIII в. Эта икона напоминает об обете патриарха: в память о своем чудесном спасении у о-ва Кий поставить там монастырь св. Креста. Для этого монастыря был создан огромный крест-мощевик («Кийский крест») «из древа кипарисного в высоту и ширину во всем подобен мерою Кресту Христову» (цит. по: Гнутова, Щедрина 2006: 691). Одновременно начинают создаваться иконы на сюжет «Поклонение кресту»: на них изображаются равноапостольные император Константин и императрица Елена, благодаря которой, согласно преданию, был обретен крест, на котором был распят Христос; ниже, по двум сторонам креста, царь Алексей Михайлович с супругой и патриарх Никон. И по пути следования Кийского креста из Москвы на Белое море ставятся и освящаются кресты. Всё это похоже на новое крещение Руси, предпринятое патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. ГМИРовская икона представляет собой список конца XVIII в. с иконы XVII столетия, ныне хранящейся в Государственном историческом музее. О печальном конце патриаршества Никона напоминает картина С. Д. Милорадовича «Суд над патриархом Никоном». Суть реформ, произведенных Никоном, иллюстрирует произведение неизвестного художника XVIII в. «Спор о вере».

В экспозиции собрано большое число материалов по старообрядчеству, которому посвящен отдельный раздел экспозиции. На иконе начала XX в. мы можем видеть образ почитаемого староверами как священномученика протопопа Аввакума. Большую часть представленных в данном разделе экспонатов составляют поморские памятники. Здесь представлены, в частности, памятники культового медного литья — кресты, иконки, складни, изготовленные в мастерских Выговского монастыря (центр поморского старообрядчества на Русском Севере в XVIII — первой половине XIX в.), а также в литейных мастерских, принадлежавших Московской Преображенской федосеевской общине: резные деревянные доски и кресты; костюм старообрядки, лестовки, рукописные книги. Экспозицию дополняет живопись русских художников. На картине художника В. А. Кузнецова «Божьи люди» (1918) изображена группа уральских старообрядцев-беспоповцев в традиционных костюмах: женщины — в сарафанах и платках, мужчины — в кафтанах, у большинства в руках — лестовки и подручники. Картина Г. Г. Мясоедова «Самосжигатели» рассказывает о традиции «огненной смерти» (гари), случаи которой фиксировались вплоть до XIX столетия. Распространению самосожжений способствовало усиление эсхатологических настроений, на мученическую смерть в огне добровольно шли многие старообрядцы, чтобы не попасть «в руки антихристовы». На картине неизвестного художника второй половины XIX в. изображен Иван Матвеевич Ястребов (ум. в 1853 г.) — священник Рогожской старообрядческой общины в Москве.

Следующий раздел экспозиции знакомит посетителей с Синодальным периодом в истории Русской православной церкви. В XVIII столетии император Петр I упразднил патриаршество и учредил Синод. В экспозиции можно увидеть первое издание «Регламента, или Устава духовной коллегии» (1721); портфель обер-прокурора Синода; гравированный портрет епископа Феофана Прокоповича, сподвижника Петра I по проведению церковной реформы. Литография «Перенесение мощей св. Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург» иллюстрирует одно из ключевых событий в религиозной жизни Петербурга, которое произошло в 1724 г. и в котором принял участие сам император.

В центральной витрине этого раздела выставлено «Зерцало» — обязательная принадлежность судебных и других присутственных мест послепетровского периода. На трех его гранях располагались тексты самых важных указов императора, Сената или Синода, чтобы все чиновники и подданные Российской империи могли с ними ознакомиться. О том, что Екатерина II продолжила церковно-государственную политику Петра I — при ней началась секуляризация церковного имущества, напоминает «Высочайший Манифест от 29 февраля 1764 г.».

В разделе рассказывается также об основных исторических моментах жизни православной церкви в России в XIX — начале XX в. Атмосферу «синодального православия» устроители экспозиции постарались передать с помощью нескольких живописных произведений второй половины XIX в.: портрета московского митрополита Филарета (Дроздова) работы неизвестного художника; иконы «Святые Козьма и Дамиан» («А. С. Пушкин и В. И. Даль в виде святых Косьмы и Дамиана») (70-е гг. XIX в.); картины неизвестного художника второй половины XIX в. «Н. В. Гоголь у отца Матвея», а также скульптуры «Лев Толстой и Христос».

Вторая половина XIX в. — это время расцвета русского миссионерства. В экспозиции размещены современная икона «Святой Николай Японский», а также посох и наперсный крест, принадлежавшие отцу Иоакинфу (Бичурину), начальнику Пекинской духовной миссии в начале XIX в.

Одной из важных задач православного духовенства в XIX в. стало духовное образование и катехизация прихожан. В экспозиции представлены: скульптура XIX в. «Священник беседует с ребенком», «Программа учебных предметов для церковно-приходских школ», «Православный катехизис» и популярные книги для народа о житиях святых издательства И. Д. Сытина.

В небольшой специальной витрине впервые представлены экспонаты, посвященные теме «Паломничество в Святую землю»: это различные сувениры, изготовленные в Палестине и привезенные паломниками на память о посещении святых мест — перламутровый напрестольный крест, терновый венец, освященный на гробе Господнем, иконки, написанные на кости рыб из Тивериадского озера и т. д. Представлена также кружка для сбора пожертвований Императорского Православного Палестинского общества, учрежденного в 1881 г. по распоряжению Александра III. Заканчивается этот исторический раздел экспозиции материалами, посвященными революционным событиям начала XX в. В экспозиции этого раздела представлены портреты двух наиболее значимых церковно-религиозных деятелей этого времени: обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева и протоиерея Иоанна Кронштадтского. Каждый из них по-своему пытался противостоять усилению религиозного свободомыслия в стране, которое они оба считали основной причиной революционных настроений. Для возрождения религиозных чувств в народе в 1903 г. по инициативе императора Николая II была проведена канонизация Серафима Саровского, житийная икона которого представлена в экспозиции.

Тематический раздел «Народное православие» рассказывает о «мужицкой» религиозности, в которой своеобразно сочетались различные религиозные верования и практики. Музейщики постарались представить полный спектр народной религиозности: от широко распространенных традиционных религиозных обрядов (вроде крашения яиц на пасху) до магических верований (картина С. Д. Милорадовича «Гадание на картах»). В экспозиции выставлена коллекция пасхальных яиц, изготовленных из самых разных материалов (папье-маше, стекло, фарфор) и картина С. Д. Милорадовича «Мальчик, красящий пасхальные яйца». На картине А. В. Маковского «Крестный ход на Флора и Лавра» изображено красочное народное гулянье в русской деревне во время празднования дня святых Флора и Лавра, которые на Руси почитались как покровители лошадей, картины художника К. В. Лебедева изображают молебен в поле (1882) и молебен в избе (начало XX в.). На картине Н. С. Матвеева «Пожар» мы видим крестьянку, держащую в руках икону Богородицы «Неопалимая купина», которая в народе считалась заступницей при пожарах. Икона «Святой Вонифатий» изображает святого, которому молились об исцелении от пьянства и распутства. Возможно, стоило бы дополнить это показом какого-нибудь распространенного народного действа, вроде «похорон кукушки».

Еще один тематический раздел экспозиции посвящен теме «Церковь и армия». В экспозиции представлены: иконы из иконостаса полковой церкви конца XIX в., на которых, в частности, изображены Архангел Михаил и святой Георгий Победоносец, считавшиеся покровителями русского воинства; икона «Спас Нерукотворный», выполненная к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 г. по заказу московских ремесленников; икона в киоте «Богоматерь от бед страждущих», которая была создана в 1896 г. к столетию Лейб-гвардии 1-й Артиллерийской бригады. Вокруг средника иконы расположены 38 образков и иконок, которые, возможно, принадлежали донаторам.

В разделе экспонируется редкая икона «Явление Богоматери русским воинам в 1914 году», которая получила название «Августовское знамение» по месту явления образа Богоматери вблизи города Августов в Восточной Пруссии. В экспозиции можно также видеть наградные кресты священнослужителей, полученные за участие в Отечественной войне 1812 г. и Крымской войне 1853–1856 гг.

Последний исторический раздел экспозиции «Русское православие» охватывает период с 1917 г. до современности. Это был один из самых сложных и драматических периодов в истории Русской православной церкви. 2 марта 1917 г. произошло отречение императора Николая II от престола. Почти в этот же день, согласно преданию, была обретена в селе Коломенском под Москвой чудотворная икона «Богоматерь Державная», один из списков которой представлен в экспозиции.

Важнейшим событием в истории Церкви явился Всероссийский Поместный собор РПЦ (август 1917 — сентябрь 1918 г.), восстановивший патриаршество в Российской церкви и положивший конец Синодальному периоду в истории РПЦ. Главой Церкви на этом соборе в декабре 1917 г. был избран патриарх Тихон (В. И. Белавин), портрет его (фототипия 1917 г.) можно видеть в экспозиции раздела. Здесь же представлены одно из его «Посланий к духовенству и верующим» с призывом противодействовать мероприятиям новой власти, датированное январем 1918 г., и «Постановление Поместного собора Русской Православной церкви по поводу Декрета СНК об отделении церкви от государства» от 25 января 1918 г. Эти документы свидетельствуют об открытом противостоянии Русской церкви Советской власти в первые годы революции и Гражданской войны.

Церковь, отдельные представители которой активно участвовали в политической борьбе, после окончания Гражданской войны не только утратила свое привилегированное государственное положение, но и оказалась в роли гонимой. В экспозиции можно увидеть икону «Воскресение Христа с праздниками», на обратной стороне которой есть надпись о том, что перед этой иконой молились в камере узники — петроградские священнослужители, арестованные по делу об изъятии церковных ценностей в июне 1922 г. Здесь же представлена фотография митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, расстрелянного в августе 1922 г. Икона «Святые преподобномученицы княгиня Елизавета и инокиня Варвара» (Т. Ф. Водичева, 2007) напоминает о расстреле членов императорской фамилии в июле 1918 г. Икона была написана по заказу музея и является уменьшенным авторским повторением иконы из иконостаса храма Новомучеников и исповедников Российских, построенного близ Алапаевска на месте убийства святых. На втором плане изображен храм Марфо-Мариинской обители, основанный великой княгиней Елизаветой Федоровной (сестрой последней русской императрицы Александры Федоровны) в 1909 г. в Москве. В нижней части иконы — шахта близ Алапаевска, куда в ночь на 18 июля 1918 г. были сброшены тела Елизаветы Федоровны, инокини Варвары и нескольких членов дома Романовых.

В начале 1920-х гг. Советское государство объявило о разворачивании массовой антирелигиозной пропаганды, направленной против всех религий. Представленные в разделе «Антирелигиозные плакаты» картины «У первого антирелигиозного плаката в деревне» (Д. А. Андреев, 1938), «Снятие креста с церкви» (Б. В. Смирнов, 1932), макеты агитационных вагонов и антирелигиозные игрушки дают представление об антирелигиозной пропаганде в СССР в 1920–1930-х гг.

В экспозицию включены материалы, рассказывающие о возникшем в 1920-х гг. в Российской церкви на волне церковных реформационных настроений, обновленческом движении, которое возглавил митрополит Александр (Введенский). Представленная в экспозиции скульптура, изображающая митрополита (скульптор Е. А. Токарев), носит явно карикатурный характер. Книга из библиотеки музея «Христианство или коммунизм» посвящена его диспуту с А. В. Луначарским, который состоялся в Ленинграде в 1926 г.

Тема «Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» раскрыта как патриотическая, о чем свидетельствуют представленные в экспозиции материалы: текст речи митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) на молебне 26 июня 1941 г. (Правда о религии в России. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1942), в которой он выступил с призывом к защите Отечества; фотография «Передача духовенством военному командованию танковой колонны имени Дмитрия Донского, построенной на средства верующих и духовенства», которая состоялась 7 марта 1944 г. под Тулой; фотография «Священники, награжденные медалью “За оборону Ленинграда”». В разделе выставлена икона, написанная по заказу музея, на которой изображен архиепископ Крымский Лука (Войно-Ясенецкий), знаковая личность в Русской церкви середины XX в. В экспозиции никак не отражено сотрудничество священнослужителей с нацистами, хотя некоторые предметы, возможно, были изготовлены как раз на оккупированных территориях: в экспозиции представлено кадило, переделанное из гильзы снаряда, использовавшееся на территории Кингисеппского района Ленинградской области в 1942–1943 гг.

Одним из направлений идеологической работы КПСС в послевоенный период было развитие советской бытовой и праздничной обрядности, которая должна была отвлекать население от религиозных обрядов. В соответствии с этими требованиями в СССР интенсивно насаждались революционные, трудовые и другие праздники, было открыто большое количество Дворцов бракосочетания и Домов малютки. В экспозиции можно видеть панно «Советская гражданская обрядность» (В. С. Муратов, 1986), выполненное в традициях русской лаковой миниатюры. Это одно из шести панно, популяризовавших советские праздники и обряды, которые были изготовлены в конце 1980-х гг. для музея во Владимирских художественно-производственных мастерских.

Рядом с панно находится икона «Святая Ксения Петербургская» — копия с иконы, которая находится в часовне на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Здесь же представлены записки и письма верующих к Ксении Блаженной (канонизирована в 1988 г.) с различными просьбами, относящиеся к 1960–1970-м гг. В советские годы, когда часовня Ксении Блаженной была закрыта, послания святой засовывали под дверь часовни, писали на ее стенах.

Заканчивается экспозиция материалами, посвященными возрождению церковной жизни в современной России. Начало этому возрождению положило празднование 1000-летия крещения Руси, которое широко отмечалось в СССР и за рубежом. Юбилей вышел далеко за рамки церковного торжества и приобрел широкое общественное звучание, став символом новых отношений между государством и Церковью. В экспозиции представлены: юбилейная медаль «В память тысячелетия Крещения Руси», предметы из столового сервиза «Юбилейный», выполненного по заказу Московской Патриархии на Ленинградском фарфоровом заводе им. Ломоносова; коллекция орденов и медалей Русской православной церкви, которая была получена Музеем истории религии в дар от Московской Патриархии.

Отдельного разговора, несомненно, заслуживают представленные на экспозиции мультимедийные программы, которые позволяют не только более подробно познакомиться с отдельными памятниками (как, например, программа в разделе «Почитание Богоматери», посвященная иконе «Явленные и чудотворные образы Богоматери», или программа в разделе «Культ святых», позволяющая в деталях рассматривать икону «Все святые с праздниками»), но и дают дополнительную информацию, позволяющую посетителю составить более полное и объективное представление о русском православии (как, например, демонстрирующийся в разделе «Старообрядчество» фильм о купцах-старообрядцах).

Новая экспозиция «Русское православие» Государственного музея истории религии позволяет представить широкую картину истории православия в России за более чем тысячелетний период, демонстрирует всю сложность церковно-государственных отношений. Кажущаяся «пестрота» выставки как раз является ее достоинством, авторы экспозиции постарались с помощью различных музейных технологий в достаточно ограниченном пространстве передать не только информацию об «официальном православии», но и всё разнообразие «живой религии».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Гнутова, Щедрина 2006 — Гнутова С. В., Щедрина К. А. Кийский крест, Крестный монастырь и преображение сакрального пространства в эпоху патриарха Никона // Иеротопия: Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. Cб. ст. / Ред.­сост. А. М. Лидов. М.: Индрик, 2006. C. 681–694.

Емелях 1981 — Емелях Л. И. О построении экспозиции по истории русского православия и атеизма в СССР // Музеи в атеистической пропаганде: Сборник научных трудов. Л.: Изд-во ГМИР, 1981. С. 128–147.

История православия… 1960 — История православия и русского атеизма: Краткий справочник-путеводитель / Отв. ред. С. И. Ковалев. М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1960.

Музей истории религии… 1981 — Музей истории религии и атеизма / Сост.: А. М. Лесков, Я. И. Шурыгин. Л.: Лениздат, 1981.

Русское искусство… 2007 — Русское искусство в собрании Государственного музея истории религии: Альбом. СПб.: Изд-во СПб ГУТД, 2007.

Уваров 1910 — Уваров А. С. Образ Ангела-хранителя с похождениями // Сборник мелких трудов. Изд-е ко дню 25-летия со дня кончины / Под ред. П. С. Уваровой. Т. 1. М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1910. С. 127–133.

Хижий 2005 — Хижий М. Л. Игумен Арсений [Алексеев]: Портрет забытого основателя «Союза русского народа» // Альфа и Омега. 2005. № 3 (44). С. 133–143.

Шахнович, Чумакова 2014 — Шахнович М. М., Чумакова Т. В. Музей истории религии Академии наук СССР и советское религиоведение (1932–1961). СПб.: Наука, 2014.

The new exhibition «Russian Orthodoxy» in the State Museum of history of religion

Chumakova Tatyana V. — doctor of Philosophical Sciences, Professor, St Petersburg State University (Saint Petersburg)

REFERENCES

Gnutova S. V., Shhedrina K. А. Kijskij krest, Krestnyj monastyr' i preobrazhenie sakral'nogo prostranstva v ehpokhu patriarkha Nikona. Ierotopiya: Sozdanie sakral'nykh prostranstv v Vizantii i Drevnej Rusi. Sb. st. Ed. А. M. Lidov. Moscow: Indrik, 2006. P. 681–694.

Emelyakh L. I. O postroenii ehkspozitsii po istorii russkogo pravoslaviya i ateizma v SSSR. Muzei v ateisticheskoj propagande. Sbornik nauchnykh trudov. Leningrad: Izd-vo GMIR, 1981. P. 128–147.

Istoriya pravoslaviya i russkogo ateizma: Kratkij spravochnik-putevoditel'. Ed. S. I. Kovalev. Moscow–Leningrad: Izd-vo АN SSSR, 1960.

Muzej istorii religii i ateizma. Comp. А. M. Leskov, Y. I. Shurygin. Leningrad: Lenizdat, 1981.

Russkoe iskusstvo v sobranii Gosudarstvennogo muzeya istorii religii. Аl'bom. Saint Petersburg: Izd-vo SPb GUTD, 2007.

Uvarov А. S. Obraz Аngela-khranitelya s pokhozhdeniyami. Sbornik melkikh trudov. Izd. ko dnyu 25-letiya so dnya konchiny. Ed. P. S. Uvarova. Vol. 1. M.: Tip. G. Lissnera i D. Sobko, 1910. S. 127133.

Khizhij M. L. Igumen Аrsenij [Аlekseev]: Portret zabytogo osnovatelya “Soyuza russkogo naroda”. Аl'fa i Omega. 2005. N 3 (44). P. 133–143.

Shakhnovich M. M., Chumakova T. V. Muzej istorii religii Аkademii nauk SSSR i sovetskoe religiovedenie (1932–1961). Saint Petersburg: Nauka, 2014.

 

[1]© Чумакова Т. В., 2016

Чумакова Татьяна Витаутасовна — доктор философских наук, профессор СПбГУ (Санкт-Петербург), t.chumakova@spbu.ru

* Рецензия подготовлена в рамках реализации проекта РНФ № 16-18-10083 «Изучение религии в социокультурном контексте эпохи: история религиоведения и интеллектуальная история России XIX — первой половины XX в.».

182